Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 37

     Полученные данные, в сравнении с данными таблицы 6, позволяют нам сделать следующие выводы об устойчивости изменений впоказателях готовности испытуемых к преодолению затруднений:

1.  Как и в ситуации диагностики сразу после тренинга, с высокой степенью значимости α = 0,01, нами была зафиксирована тенденция к снижению конфликтофобических OD реакций, что свидетельствует о сохранении направленности изменений в сторону активного преобразования конфликтной действительности без её избегания, рационализации и обесценивания.

2.  С тем же показателем значимости α = 0,05, испытуемые вновь продемонстрировали тенденцию к увеличению в своих ответах М реакций, что свидетельствует о сохранении постоянства в предпочтении конструктивных форм взаимодействия.

3.  Как и в ситуации предыдущей диагностики, не обнаружено значимых отличий в снижении показателей реакций типа Е, что свидетельствует о том, что конкурентные формы взаимодействия остались столь же предпочитаемыми.

4.  Вместе с тем, со степенью значимости α = 0,05 у испытуемых в ходе постдиагностики было зафиксировано увеличение показателей по комплексу NP реакций, которое не было обнаружено сразу после тренинга. Напомним, данный комплекс реакций свидетельствует о направленности активности испытуемых на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, и её разрешения с помощью привлечения ресурса других людей, посредством мобилизации собственных сил, а также путём организации продуктивного взаимодействия, переговоров. Интерпретируя результаты отсутствия увеличений в показателях NPреакций, мы высказали предположение о том, что, возможно, данный тип реакций не может быть «снят» сразу после тренинга и становится или не становится в процессе непосредственных взаимодействий в реальной жизни. По всей видимости, данное предположение выглядит оправданным.

И, наконец, перейдём к описанию результатов постдиагностики последнего компонента конфликтной компетентности - владения способами разрешения противоречий разных типов. Для удобства сравнения в таблице 13 уже сведены результаты диагностики «до» тренинга и спустя 2 месяца.

Таблица 13. Диапазон возможных реакций испытуемых в конфликтной ситуации через 2 месяца после тренинга.

Испытуемый

до

тренинга

через 2 месяца

1

Аня

5

6

 

2

Иван

6

6

 

3

Надя

6

6

 

4

Юлия С.

5

4

 

5

Максим

6

6

 

6

Настя

6

7

 

7

Катя Р.

7

7

 

8

Катя Л.

5

7

 

9

Юля Ш.

4

7

 

10

Елена

6

6

 

11

Ф.Е.

3

4

 

12

Таня

4

3

 

13

Анна О.

5

6

 

14

В.И.

4

5

 

15

Виталий

-

-

 

16

Алёна

-

-

 

Тэмп.

Т табл.

значимость (α)

19,5

25

0,05, сдвиг типичен