Полученные данные, в сравнении с данными таблицы 6, позволяют нам сделать следующие выводы об устойчивости изменений впоказателях готовности испытуемых к преодолению затруднений:
1. Как и в ситуации диагностики сразу после тренинга, с высокой степенью значимости α = 0,01, нами была зафиксирована тенденция к снижению конфликтофобических OD реакций, что свидетельствует о сохранении направленности изменений в сторону активного преобразования конфликтной действительности без её избегания, рационализации и обесценивания.
2. С тем же показателем значимости α = 0,05, испытуемые вновь продемонстрировали тенденцию к увеличению в своих ответах М реакций, что свидетельствует о сохранении постоянства в предпочтении конструктивных форм взаимодействия.
3. Как и в ситуации предыдущей диагностики, не обнаружено значимых отличий в снижении показателей реакций типа Е, что свидетельствует о том, что конкурентные формы взаимодействия остались столь же предпочитаемыми.
4. Вместе с тем, со степенью значимости α = 0,05 у испытуемых в ходе постдиагностики было зафиксировано увеличение показателей по комплексу NP реакций, которое не было обнаружено сразу после тренинга. Напомним, данный комплекс реакций свидетельствует о направленности активности испытуемых на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, и её разрешения с помощью привлечения ресурса других людей, посредством мобилизации собственных сил, а также путём организации продуктивного взаимодействия, переговоров. Интерпретируя результаты отсутствия увеличений в показателях NPреакций, мы высказали предположение о том, что, возможно, данный тип реакций не может быть «снят» сразу после тренинга и становится или не становится в процессе непосредственных взаимодействий в реальной жизни. По всей видимости, данное предположение выглядит оправданным.
И, наконец, перейдём к описанию результатов постдиагностики последнего компонента конфликтной компетентности - владения способами разрешения противоречий разных типов. Для удобства сравнения в таблице 13 уже сведены результаты диагностики «до» тренинга и спустя 2 месяца.
Таблица 13. Диапазон возможных реакций испытуемых в конфликтной ситуации через 2 месяца после тренинга.
№ |
Испытуемый |
до тренинга |
через 2 месяца |
|
1 |
Аня |
5 |
6 |
|
2 |
Иван |
6 |
6 |
|
3 |
Надя |
6 |
6 |
|
4 |
Юлия С. |
5 |
4 |
|
5 |
Максим |
6 |
6 |
|
6 |
Настя |
6 |
7 |
|
7 |
Катя Р. |
7 |
7 |
|
8 |
Катя Л. |
5 |
7 |
|
9 |
Юля Ш. |
4 |
7 |
|
10 |
Елена |
6 |
6 |
|
11 |
Ф.Е. |
3 |
4 |
|
12 |
Таня |
4 |
3 |
|
13 |
Анна О. |
5 |
6 |
|
14 |
В.И. |
4 |
5 |
|
15 |
Виталий |
- |
- |
|
16 |
Алёна |
- |
- |
|
Тэмп. Т табл. значимость (α) |
19,5 |
|||
25 |
||||
0,05, сдвиг типичен |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.