Говоря об интересах участников, следует различать интересы, которые оказались «нарушены» в результате возникновения какой-то помехи, что собственно и образовало конфликтную ситуацию, и интересы, возникшие уже в рамках разворачивающегося конфликта. Первые составляют собственно материал и предмет конфликта и выступают целеобразующим фактором при формулировании вариантов желательного исхода или разрешения. В данном случае, согласно тезаурусу конструктивной психологии под материалом конфликта мы понимаем повод, сюжет, на котором разворачивается конфликтное взаимодействие, а под предметом конфликта – основание,то,из-за чегособственно возникли разногласия, то, что требует преобразования; принимая во внимание, что при определённых условиях материал и предмет конфликта могут совпадать [19]. Средством, которое обеспечивает обнаружение предмета и разрыва в нем, выступает рефлексивная способность. Остановка, обращение к способам своего действия, оформление затруднения в задачный вид, соотнесение оформленной ситуации с действиями – рефлексивные операции, стоящие за способностью выделять предмет конфликта и различать типы материала, в него вовлеченные [24].
К описанию структуры и функций конфликта мы вернёмся в эмпирической части данной работы, в разделе, посвящённом разработке инструмента для диагностики конфликтной компетентности. Далее, мы считаем необходимым перейти к анализу литературы по теме конфликтной компетентности.
1.2 Понятие компетентности и компетентностный подход в психологии.
Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «конфликтная компетентность», определимся с областью его применения. Сам термин «компетентность» является производным от слова «компетентный» (competens с лат. - соответствующий, способный), которое означает: обладающий компетенцией; знающий, сведущий в определенной области.
Понятие компетентности, наиболее фундаментально разработано в западной психологии. Наиболее авторитетным автором - разработчиком проблемы формирования и оценки общей компетентности, на наш взгляд, является Дж. Равен. Его представления о компетентности полностью согласуется с её пониманием в конструктивной психологии конфликта (см. п. 1.4 Главы I, стр. … данной работы). И именно его концепция стала одной из теоретических основ в процессе разработки методики оценки конфликтной компетентности как эффекта обучающих процедур [28].
Согласно его позиции, компетентность состоит из большого числа компонентов, многие из которых относительно независимы друг от друга. Некоторые компоненты относятся скорее к когнитивной сфере, а другие - к поведенческой и эмоциональной. Однако они могут в значительной степени заменять друг друга в качестве составляющих эффективного поведения. Эффективное поведение по Равенну является синонимом компетентного поведения и требует наличия таких качеств, как инициативность, наблюдательность, умение обучаться без помощи инструкций, а также лидерства и желания работать в команде. Ни одно из этих качеств нельзя с полным правом назвать «способностью». Каждое из них является целостным комплексом способностей и побуждений, определяемых как «внутренняя склонность» включаться в виды деятельности, ведущие к достижению цели [28].
Следует также отметить, что компетентность по Равенну включает в себя не только способности. Она подразумевает также внутреннюю мотивацию, которая не входит в понятие способности как таковой. Но именно она должна служить опорным пунктом в процессе выявления и оценки компетентности. «Нельзя утверждать, что человек не обладает компетентностью, если он не проявляет её в отношении цели, которая не имеет для него ценности, или даже такой цели, которая определяется им как высоко ценная на когнитивном или эмоциональном уровнях, но не представляется ему достижимой в данных обстоятельствах» [29].
Ещё одной важной теоретической посылкой, использованной нами в эмпирической части данной работы стал тезис Дж. Равена о том, что виды компетентности могут быть перенесены с одной категории ценностей на другую. Если определенный вид компетентности развивался в процессе достижения некой конкретной цели, то человек будет способен реализовать его и при достижении другой цели. И в этом смысле – это прямое указание на возможность формирования компонентов компетентности в ситуации тренинга с последующим переносом в реальный круг ситуаций [28].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.