На сегодняшний день, существует немало видов деятельности, в которых конфликтная компетентность есть такая же неотъемлемая их часть, как и специальные навыки и умения (А.К.Маркова; Л.А. Петровская и др.). Поэтому овладение эффективными способами конфликтно компетентного поведения и общения в настоящее время является уже объективной необходимостью.
До недавнего времени процесс обучения конфликтно компетентному общению и поведению в большей степени носил стихийный характер. Человек приобретал паттерны такого общения и поведения исключительно самостоятельно. Этот «естественный» путь «совершенствования» конфликтной компетентности шёл через накопление конфликтного коммуникативного опыта методом личных проб и ошибок. «Эффекты» такого стихийного протекания процесса научения, как правило, отражались в закреплении негативной установки по отношению к конфликту (конфликтофобии) и формировании неадекватных познавательных схем, деформирующих процессы взаимодействия. (Ф. М., Бородкин Н. М.Коряк; А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, Х. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Дэна и др.).
Однако, по мнению как отечественных (Б.И Хасан, П.А. Сергоманов; Т.И. Привалихина; Л.А. Петровская и др.), так и зарубежных авторов (Р. Фишер, У. Юрии, Дж. Г. Скотт, У. Дайер и др.), наиболее результативным для формирования коммуникативных умений, создания новых средств анализа и регуляции конфликтных действии, и как следствие этого, становления конфликтной компетентности, является тренинг конфликтной компетентности. Он не заменяет «естественного» опыта другим, но оказывает помощь в организации более продуктивного освоения способов эффективного взаимодействия.
Таким образом, проблематика данной работы лежит на стыке исследований феномена конфликтной компетентности и работ,ориентированных на исследование тренинга как способа формирования навыков эффективного поведения. Следует отметить, что как в исследованиях конфликтной компетентности, так и в работах по тематике тренинга в настоящее время существует масса неразрешённых проблем и вопросов.
Во-первых, сама конфликтная компетентность, как сравнительно молодое психологическое понятие, в настоящее время не имеет операционализированной и признанной всеми авторами модели, пригодной для оценки сформированности её компонентов, что затрудняет реализацию комплексного подхода к её изучению. Анализ литературы показал, что, как правило, конфликтная компетентность рассматривается:
· либо с точки зрения деятельностей, в которых конфликтная компетентность проявляется (профессиональной, педагогической, коммуникативной, творческой), и описывается через требования, предъявляемые к ней этими видами деятельности. (А.В. Растянников, С.Ю. Степанов, Д.В Ушаков; А.К. Маркова, Н.В. Кухарев и др.)
· либо с точки зрения исследования отдельных её аспектов (изучения рефлексивных способностей, мотивации на разрешения конфликтов, эмоциональной регуляции в конфликтном взаимодействии, а также репертуара стратегий поведения в конфликте), и описывается, как правило, в связи с другими понятиями, например, такими как фрустрация, агрессия, лидерство, психологический климат в группе и т.д. (А.А. Ершов, К. Томас, Н.Г. Хитрова и др.)
Во-вторых, сам тренинг, как способ формирования разного рода компетентностей, на сегодняшний день не имеет достаточно стройной и признанной всеми авторами системы оценки эффектов, получаемых в его результате (Р. Бакли, Дж. Кейпл; Н.Ю. Хрящёва; Л.А. Петровская; М.В. Кларин).
Таким образом, необходимость исследования и оценки конфликтной компетентности как эффекта тренинга сталкивается (вступает в конфликт) с описанными выше ограничениями. С одной стороны, нет чёткого представления о том, что меняется в конфликтной компетентности, как интегральном образовании личности в результате целенаправленного воздействия на неё (тренинга), с другой – нет адекватного инструментария, способного обнаружить эти изменения в комплексе. Необходимостью разрешения этого конфликта и продиктованы актуальность и проблематика данной работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.