Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 20

     На тех же принципах основаны «Модульная методика диагностики межличностных конфликтов» Анцупова А.Я.,. Шипилова А.И [2] и «Методика прогнозирования межличностных конфликтов в коллективах», разработанная А.Н. Лебедевым. Механизм диагностики в этих методиках схож: одни члены группы оценивают свои отношения с другими членами группы и их отношение к себе, кроме этого, оцениваются выполнение должностных обязанностей, ориентация на свои интересы и интересы организации, нравственные качества и профессиональные знания коллег. В результате выявляются конфликтные и полуконфликтные диады, лица, имеющие наибольшее число конфликтных отношений, и другие особенности отношений в группе.

     Для психологов, работающих с коллективами и организациями, важной задачей является решение проблемы диагностики потенциального уровня конфликтности в коллективе и прогнозирование возникновения реальных конфликтов. Для этих целей широко используют традиционный метод социометрии, позволяющий выявлять отвергающих друг друга членов коллектива или лиц, имеющих низкий статус в коллективе. Специально же разработанных методических процедур, направленных на решение этой задачи, практически нет[15].

     Таким образом, подводя некоторый итог данной главы, мы должны констатировать, что вопрос диагностики конфликта - самый неразработанный в конфликтной тематике. И если экспериментальные методы как-то продвинулись в феноменальном описании конфликта и конфликтной компетентности, то до комплексной оценки, дающей возможность производить сравнительный анализ эффективности различных процедур обучения конфликтно компетентному поведению, по всей видимости, ещё далеко. Причину тому можно искать, с одной стороны, в особенностях строения самой конфликтной компетентности и отсутствии единого языка описания её компонентов, не позволяющих привести их к общему знаменателю, померив сразу все в одной методике. С другой стороны, ограничение попыток создания универсальной методики диагностики можно, пожалуй, объяснить прочно укоренившимся методом формализованного (критериального) наблюдения, активно используемым в ситуациях, когда речь заходит о какой-либо оценке программ, направленных на формирование конфликтной компетентности. Однако как показывает практика, оценка эффективности обучающих программ через наблюдение, пусть даже формализованное, даёт оценку преимущественно поведенческому компоненту конфликтной компетентности, оставляя в тени такие её аспекты, как готовность к разрешению конфликта и общую осведомлённость о диапазоне возможных способов действия в данной ситуации. Кроме того, метод наблюдения не застрахован от ошибок и пристрастности самого наблюдателя [31].

     Такое положение дел склоняет нас к отказу от наблюденческих способов диагностики. Для проведения процедур оценки эффективности тренинга в формировании конфликтной компетентности в сравнении с обучающими семинарами-практикумами, мы считаем необходимым создать под данные цели методику или батарею методик, позволяющих максимально «объективизировать» процесс диагностики и дальнейшего сравнительного анализа, а также провести комплексную оценку компонентов конфликтной компетентности.


ГЛАВА IV. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАК ЭФФЕКТА ТРЕНИНГА

В рамках экспериментального исследования нами решалось 2 задачи:

·  первой задачей стала операционализация модели конфликтной компетентности, выделение индикаторов (критериев) для каждого из её компонентов и подбор адекватного инструментария для диагностики, способного зафиксировать изменения в показателях выделенных в содержании конфликтной компетентности индикаторов.

·  второй задачей сталопроведение диагностики с помощью подобранного инструментария в двух экспериментальных группах, прошедших разные формы обучения конфликтно компетентному поведению: тренинг и семинар-практикум. Анализ различий в изменениях показателей компонентов конфликтной компетентности, полученных в результате диагностики «до» и «после» прохождения каждой из форм обучения позволит сделать вывод об эффективности каждой из них. На основании полученных результатов сравнительного анализа, а также результатов, проведённой дополнительно, отсроченной диагностики эффектов тренинга, мы сможем сделать уже конкретные выводы по возможностям тренинга в вопросах формирования компонентов конфликтной компетентности, подтвердив или опровергнув гипотезу данного исследования.