При этом по своей природе конфликты условно можно разделить на: естественные, случающиеся независимо от нас, как воплощение противоречий в конкретных ситуациях, и искусственные - специально сконструированные, в которых удерживаются противоречия для их продуктивного разрешения.
Отсюда следует, что для формирования конфликтной компетентности существуют два уровня:
· первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения;
· второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия.
Таким образом, построенный искусственный конфликт может быть специальным предметом рефлексии для обучения собственно продуктивному конфликтованию и, таким образом развитию конфликтной компетентности.
Что касается представлений о механизмах формирования компетентности, то большинство авторов с учётом множества факторов, определяющих уровень развития той или иной компетентности, описывают ее развитие как накопление, увеличение знаний и совершенствование способов в какой-либо деятельности. Из чего можно заключить, что компетентному поведению можно научить через передачу информации и упражнения. При наличии соответствующих психологических факторов (здесь чаще всего имеются в виду индивидуальные особенности и ценностные установки), мы можем получить высокий уровень компетентности [24].
Таким образом, в данной главе нами были предприняты попытки комплексного подхода к определению конфликтной компетентности. С одной стороны нами были освещены основные подходы к пониманию компетентности и различным её классификациям, что позволило нам рассмотреть конфликтную компетентность в системе смежных понятий. С другой – нами был проведён детальный анализ самого феномена конфликта, как определяющего специфику конфликтной компетентности. На наш взгляд, важным теоретическим результатом, проведённого в данной главе анализа конфликтной компетентности является выход на возможность формирования и развития её в специально организованных образовательных условиях.
ГЛАВА II. СПОСОБЫ И ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ
Прежде чем приступить к рассмотрению способов по формированию и повышению уровня конфликтной компетентности у взрослых, на наш взгляд следует предварительно осветить ряд существенных моментов: какие методы вообще пригодны для обучения взрослых, чем они друг от друга отличаются и каковы их границы применения. Это необходимо для понимания того, какое место среди них занимает тренинг, и в чём его отличительные особенности от других методов обучения, и соответственно, в чём состоит специфика тренинга конфликтной компетентности.
Анализ литературы показал, что методов и техник обучения взрослых существует великое множество. Как и в ситуации с определением исследовательской позиции в рассмотрении конфликта, когда мы ограничились описанием конфликта в рамках конструктивной психологии конфликта, так и в данном случае мы также считаем необходимым задать определённые границы в описании методов обучения взрослых. В соответствии с целями и задачами данной работы, а также с опорой на существующие классификации методов, описанные в учебниках и монографиях по педагогике и андрогогике, нами были выделены два критерия, относительно которых мы будем далее проводить экскурс по методам обучения взрослых [32].
Во-первых, мы считаем необходимым остановиться только на рассмотрении активных методов обучения, предполагающих участие учащихся индивидов в процессе обучения на уровне субъектов, а не обучаемых объектов. Это ограничение напрямую связано со спецификой взрослого возраста: осознанной позицией и, как правило, с высокой мотивацией взрослых учащихся в приобретении знаний, умений и навыков. А активные методы обучения как раз направлены главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности [33]. Из чего становится очевидным, что этот критерий особо важен в подборе методов обучения, в том числе и конфликтно компетентному поведению, поскольку учитывает личную инициативу и мотивацию субъектов на обучение, повышая эффективность такого обучения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.