Оценка полученных сдвигов показала, что в группе семинара-практикума после его прохождения в аналитическом компоненте конфликтной компетентности участников произошли изменения (типичные сдвиги) во всех показателях, измеряемых тестом, причём в большинстве случаев с высокой степенью значимости α = 0,01. Результаты со степенью значимости α = 0,05 были обнаружены только:
1. В показателях способности испытуемых к чёткому различению базовых характеристик конструктивного и деструктивного видов конфликтов, а также способности к прогнозированию развития и исхода ситуации в конструктивном и деструктивном направлении. На этом же уровне оказались и результаты тренинговой группы.
2. В уровне способности распознавать интересы конфликтующих сторон, что также соответствует показателям тренинговой группы и не превосходит их.
Таким образом, сопоставив результаты двух групп, можно сделать вывод о том, что в вопросах формирования знаниевого компонента конфликтной компетентности, семинар-практикум оказывается более эффективным, чем тренинг.
Далее, мы перейдем к рассмотрению результатов по тесту №2, чтобы сделать выводы относительно эффективности тренинга и семинара-практикума в аспектах повышения готовности к разрешению противоречий и расширения собственного диапазона действования в ситуациях конфликта.
4.2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики по тесту №2 в двух выборках.
Готовность, как и установки личности - это устойчивые образования, которые формируются в течение всей жизни, они с трудом поддаются ломке [1]. Поэтому, интерпретируя результаты данного теста, мы отдавали себе отчёт в том, что после краткосрочного воздействия мы сможем с помощью Т-критерия Вилкоксона получить скорее вероятностную оценку полученного сдвига. Поскольку, основной пласт изменений, если он произошёл, нужно отслеживать через некоторое время, после того, как схлынет волна эмоций после пройденных мероприятий и установка на разрешение конфликтов сможет реализовать себя в эффективном преодолении испытуемым противоречий, возникающих в его жизни.
При оценке данного теста мы рассматривали изменения в следующих показателях испытуемых:
· понижение уровня OD реакций (фиксации на препятствии и отказа от разрешения ситуации) и Е реакций (агрессивных выпадов в отношении других участников конфликтной ситуации и предпочтения конкурентных форм взаимодействия);
· повышение уровня NP реакций (ориентация на разрешении ситуации и мобилизации для этого ресурсов, как своих, так и окружения) и M реакций (коммуникативной компетентности и предпочтения кооперативных форм взаимодействия).
Ниже в таблице 5 и 6 представлены результаты срезов «до» и «после» в группе, походившей тренинг конфликтной компетентности.
Таблица 5. Показатели готовности в группе тренинга «до» его проведения.
| № | Испытуемый | OD | NP | E | M | |
| 1 | Аня | 6 | 9 | 1,5 | 0,5 | |
| 2 | Иван | 7 | 10 | 0 | 0,5 | |
| 3 | Надя | 4 | 6,5 | 8,5 | 0,5 | |
| 4 | Юлия С. | 2 | 13,5 | 4,5 | 0 | |
| № | Испытуемый | OD | NP | E | M | |
| (Таблица 5 продолжение) | ||||||
| 5 | Максим | 4 | 10 | 4 | 0,5 | |
| 6 | Настя | 4 | 13,5 | 1 | 0,5 | |
| 7 | Катя Р. | 4 | 10 | 1 | 1,5 | |
| 8 | Катя Л. | 1 | 12 | 5,5 | 0,5 | |
| 9 | Юля Ш. | 2,5 | 9,5 | 5 | 1,5 | |
| 10 | Елена | 3 | 8 | 6,5 | 0 | |
| 11 | Ф.Е. | 4 | 7 | 3,5 | 2 | |
| 12 | Таня | 6 | 5 | 5,5 | 1 | |
| 13 | Анна О. | 5 | 5 | 7 | 0,5 | |
| 14 | В.И. | 6 | 7 | 6,5 | 0 | |
| 15 | Виталий | 2 | 8,5 | 9 | 0,5 | |
| 16 | Алёна | 4 | 11 | 2,5 | 2 | |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.