Оценка полученных сдвигов показала, что в группе семинара-практикума после его прохождения в аналитическом компоненте конфликтной компетентности участников произошли изменения (типичные сдвиги) во всех показателях, измеряемых тестом, причём в большинстве случаев с высокой степенью значимости α = 0,01. Результаты со степенью значимости α = 0,05 были обнаружены только:
1. В показателях способности испытуемых к чёткому различению базовых характеристик конструктивного и деструктивного видов конфликтов, а также способности к прогнозированию развития и исхода ситуации в конструктивном и деструктивном направлении. На этом же уровне оказались и результаты тренинговой группы.
2. В уровне способности распознавать интересы конфликтующих сторон, что также соответствует показателям тренинговой группы и не превосходит их.
Таким образом, сопоставив результаты двух групп, можно сделать вывод о том, что в вопросах формирования знаниевого компонента конфликтной компетентности, семинар-практикум оказывается более эффективным, чем тренинг.
Далее, мы перейдем к рассмотрению результатов по тесту №2, чтобы сделать выводы относительно эффективности тренинга и семинара-практикума в аспектах повышения готовности к разрешению противоречий и расширения собственного диапазона действования в ситуациях конфликта.
4.2.2. Анализ и интерпретация результатов диагностики по тесту №2 в двух выборках.
Готовность, как и установки личности - это устойчивые образования, которые формируются в течение всей жизни, они с трудом поддаются ломке [1]. Поэтому, интерпретируя результаты данного теста, мы отдавали себе отчёт в том, что после краткосрочного воздействия мы сможем с помощью Т-критерия Вилкоксона получить скорее вероятностную оценку полученного сдвига. Поскольку, основной пласт изменений, если он произошёл, нужно отслеживать через некоторое время, после того, как схлынет волна эмоций после пройденных мероприятий и установка на разрешение конфликтов сможет реализовать себя в эффективном преодолении испытуемым противоречий, возникающих в его жизни.
При оценке данного теста мы рассматривали изменения в следующих показателях испытуемых:
· понижение уровня OD реакций (фиксации на препятствии и отказа от разрешения ситуации) и Е реакций (агрессивных выпадов в отношении других участников конфликтной ситуации и предпочтения конкурентных форм взаимодействия);
· повышение уровня NP реакций (ориентация на разрешении ситуации и мобилизации для этого ресурсов, как своих, так и окружения) и M реакций (коммуникативной компетентности и предпочтения кооперативных форм взаимодействия).
Ниже в таблице 5 и 6 представлены результаты срезов «до» и «после» в группе, походившей тренинг конфликтной компетентности.
Таблица 5. Показатели готовности в группе тренинга «до» его проведения.
№ |
Испытуемый |
OD |
NP |
E |
M |
|
1 |
Аня |
6 |
9 |
1,5 |
0,5 |
|
2 |
Иван |
7 |
10 |
0 |
0,5 |
|
3 |
Надя |
4 |
6,5 |
8,5 |
0,5 |
|
4 |
Юлия С. |
2 |
13,5 |
4,5 |
0 |
|
№ |
Испытуемый |
OD |
NP |
E |
M |
|
(Таблица 5 продолжение) |
||||||
5 |
Максим |
4 |
10 |
4 |
0,5 |
|
6 |
Настя |
4 |
13,5 |
1 |
0,5 |
|
7 |
Катя Р. |
4 |
10 |
1 |
1,5 |
|
8 |
Катя Л. |
1 |
12 |
5,5 |
0,5 |
|
9 |
Юля Ш. |
2,5 |
9,5 |
5 |
1,5 |
|
10 |
Елена |
3 |
8 |
6,5 |
0 |
|
11 |
Ф.Е. |
4 |
7 |
3,5 |
2 |
|
12 |
Таня |
6 |
5 |
5,5 |
1 |
|
13 |
Анна О. |
5 |
5 |
7 |
0,5 |
|
14 |
В.И. |
6 |
7 |
6,5 |
0 |
|
15 |
Виталий |
2 |
8,5 |
9 |
0,5 |
|
16 |
Алёна |
4 |
11 |
2,5 |
2 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.