Резюмируя вышесказанное, мы можем предположить, что проведение семинара-практикума, скорее всего, отразится на повышении показателей аналитического компонента конфликтной компетентности, то есть поможет стать участникам данного курса конфликтологически более грамотными. Эффектом же тренинга предполагается положительное изменение во всех компонентах конфликтной компетентности (см. модель конфликтной компетентности п. 1.5 данной работы): как в знаниях о возможных способах действования, так и в умениях и навыках преобразования конфликтной действительности и готовности производить эти преобразования.
Таким образом, дальнейшая теоретическая проработка данного предположения выводит нас на обзор методов изучения и диагностики межличностных конфликтов и способов оценки конфликтной компетентности, ввиду необходимости сравнения эффектов, получаемых после проведения семинара-практикума и тренинга конфликтной компетентности.
ГЛАВА III. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ И ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ И ОЦЕНКИ КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Данная глава представляет собой теоретический обзор существующих на сегодняшний день методов исследования и диагностики конфликтов и конфликтной компетентности с целью подбора инструментария для экспериментального исследования компонентов конфликтной компетентности.
3.1. Экспериментальные исследования конфликта в лабораторных и естественных условиях: игровые процедуры и создание конфликта.
Исследования конфликтного взаимодействия в лабораторных условиях используют самые разнообразные игровые процедуры, в которых могут участвовать как индивидуальные участники, так и целые группы. Эти деловые игры-задания представляют собой переложенные на язык игры социальные дилеммы. Обычно это задачи, связанные с распределением общих ресурсов или необходимостью совместной заботы о них [9]. Среди разработанных в этом направлении экспериментальных игровых процедур - матричные игры (например, «дилемма заключенного»), переговорные игры (в которых участники вступают в коммуникацию друг с другом, пытаясь достичь одностороннего или взаимного выигрыша), коалиционные игры (предполагающие формирование участниками коалиций внутри группы), локомоционные игры (с движением сторон в направлении поставленной задачи или выбранной участниками цели).
Другим вариантом методической процедуры экспериментального изучения конфликтов является создание реальных конфликтных ситуаций между участниками эксперимента в условиях, приближенных к естественным. По жанру таких процедур испытуемому обычно надо выполнить какое-либо задание, а подставное лицо - сообщник экспериментатора - мешает ему, реализуя поведение, заранее прописанное экспериментатором. Таким образом, изучается выбор стратегии поведения, реагирования испытуемых на конфликтную ситуацию [9].
Подводя итоги описания экспериментального изучения конфликтов, можно сказать, что ученые проявили немало изобретательности в создании процедур экспериментального исследования конфликта, как в лабораторных, так и в естественных условиях человеческого взаимодействия. Можно дискутировать относительно релевантности тех или иных процедур, правомерности их применения, природы описываемых явлений, точности измерений и т. д. Очевидно, однако, что полученные с помощью этих методов результаты стали существенным вкладом в изучение конфликтов и описание конфликтной феноменологии. Однако для диагностики реальных конфликтов они не пригодны, поскольку при диагностике мы имеем дело с целостностью, а не с отдельными аспектами конфликта.
3.2. Опросные методы изучения конфликтов и конфликтной компетентности.
Наибольшее распространение в диагностике конфликтов и конфликтной компетентности получили, пожалуй, опросные методы. Применительно к тем или иным конкретным задачам или ситуациям исследователи создают интервью, разрабатывают анкеты и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.