Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 3

     Цель данной работы - исследовать возможности тренинга в изменении компонентов конфликтной компетентности.

     Объект исследования – участники тренинга конфликтной компетентности.

     Предмет исследования – возможности тренинга в изменении компонентов конфликтной компетентности.      

     Гипотеза исследования: в результате тренинга происходят положительные изменения в показателях всех компонентов конфликтной компетентности, а именно:

1.  в готовности участников тренинга к преодолению затруднений в деятельности;

2.  в способности обнаруживать противоречие, лежащее в основе конфликта;

3.  в диапазоне (расширении репертуара) способов разрешения противоречий разных типов.

     В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:

1.  проанализировать литературу по теме конфликтной компетентности, способов обучения конфликтной компетентности, а также методов исследования и диагностики конфликта и конфликтной компетентности;

2.  подобрать инструментарий для диагностики компонентов конфликтной компетентности, разработать методику для оценки аналитического компонента конфликтной компетентности;

3.  провести диагностику компонентов конфликтной компетентности с помощью подобранного инструментария «до» и «после» в группе тренинга и семинара практикума;

4.  провести дополнительную отсроченную диагностику для группы тренинга;

5.  на основании полученных результатов диагностики сделать выводы об эффективности тренинга конфликтной компетентности в сравнении с семинаром-практикумом.

     Методы исследования:

1.  теоретический анализ психологической литературы;

2.  тестирование;

3.  статистические методы обработки экспериментальных данных.

Содержание данного исследования включает в себя: во-первых, теоретическую проработку понятия конфликтная компетентность: через анализ понятия конфликт с одной стороны, и рассмотрение различного вида компетентностей и определения места конфликтной компетентности в их числе – с другой. Итогом данной главы стал выход на описание модели конфликтной компетентности, рассмотрение её компонентов, и оценку возможностей направленного формирования этих компонентов (Глава I).

Во-вторых, в содержании данного исследования представлен теоретический анализ тренинга, как одного из наиболее перспективных способов формирования навыков компетентного поведения и эффективного преобразования окружающей действительности. Анализ возможностей тренинга, особенностей используемых в его рамках методов, проводился нами в сравнении с альтернативной ему формой организации занятий семинаром – практикумом, с целью оценки возможностей и ограничений тренинга в вопросах формирования компонентов конфликтной компетентности (Глава II).

Кроме того, особое внимание в работе уделено рассмотрению существующих методов исследования конфликта и диагностики  конфликтной компетентности, анализу проблем и наработок в данной области исследований (Глава III).

Итогом теоретического анализа, представленного в содержании трёх глав, описанных выше, стал выход на эмпирическое исследование конфликтной компетентности как эффекта тренинга (Глава IV).В рамках данной части работы нами решались задачи операционализации модели конфликтной компетентности и создания инструментария для диагностики компонентов конфликтной компетентности в условиях тренинга и семинара-практикума конфликтной компетентности, проведение диагностики «до и «после» в двух выборках: группе тренинга и семинара-практикума, а также анализ и интерпретация полученных результатов.


ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ