Цель данной работы - исследовать возможности тренинга в изменении компонентов конфликтной компетентности.
Объект исследования – участники тренинга конфликтной компетентности.
Предмет исследования – возможности тренинга в изменении компонентов конфликтной компетентности.
Гипотеза исследования: в результате тренинга происходят положительные изменения в показателях всех компонентов конфликтной компетентности, а именно:
1. в готовности участников тренинга к преодолению затруднений в деятельности;
2. в способности обнаруживать противоречие, лежащее в основе конфликта;
3. в диапазоне (расширении репертуара) способов разрешения противоречий разных типов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования нами были определены следующие задачи:
1. проанализировать литературу по теме конфликтной компетентности, способов обучения конфликтной компетентности, а также методов исследования и диагностики конфликта и конфликтной компетентности;
2. подобрать инструментарий для диагностики компонентов конфликтной компетентности, разработать методику для оценки аналитического компонента конфликтной компетентности;
3. провести диагностику компонентов конфликтной компетентности с помощью подобранного инструментария «до» и «после» в группе тренинга и семинара практикума;
4. провести дополнительную отсроченную диагностику для группы тренинга;
5. на основании полученных результатов диагностики сделать выводы об эффективности тренинга конфликтной компетентности в сравнении с семинаром-практикумом.
Методы исследования:
1. теоретический анализ психологической литературы;
2. тестирование;
3. статистические методы обработки экспериментальных данных.
Содержание данного исследования включает в себя: во-первых, теоретическую проработку понятия конфликтная компетентность: через анализ понятия конфликт с одной стороны, и рассмотрение различного вида компетентностей и определения места конфликтной компетентности в их числе – с другой. Итогом данной главы стал выход на описание модели конфликтной компетентности, рассмотрение её компонентов, и оценку возможностей направленного формирования этих компонентов (Глава I).
Во-вторых, в содержании данного исследования представлен теоретический анализ тренинга, как одного из наиболее перспективных способов формирования навыков компетентного поведения и эффективного преобразования окружающей действительности. Анализ возможностей тренинга, особенностей используемых в его рамках методов, проводился нами в сравнении с альтернативной ему формой организации занятий семинаром – практикумом, с целью оценки возможностей и ограничений тренинга в вопросах формирования компонентов конфликтной компетентности (Глава II).
Кроме того, особое внимание в работе уделено рассмотрению существующих методов исследования конфликта и диагностики конфликтной компетентности, анализу проблем и наработок в данной области исследований (Глава III).
Итогом теоретического анализа, представленного в содержании трёх глав, описанных выше, стал выход на эмпирическое исследование конфликтной компетентности как эффекта тренинга (Глава IV).В рамках данной части работы нами решались задачи операционализации модели конфликтной компетентности и создания инструментария для диагностики компонентов конфликтной компетентности в условиях тренинга и семинара-практикума конфликтной компетентности, проведение диагностики «до и «после» в двух выборках: группе тренинга и семинара-практикума, а также анализ и интерпретация полученных результатов.
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И КОНФЛИКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.