Конфликтная компетентность как эффект тренинга, страница 39

Пояснения к таблице:

Сдвиг «-» - «нетипичный» сдвиг в различиях признака, отсутствие значимых для нас различий.

Сдвиг «+» - «типичный» сдвиг в различиях признака, наличие значимых для нас различий.

α = 0,05 – достаточный уровень значимости различий признака.

α = 0,01 – самый высокий уровень значимости различий признака.

1.  В результате диагностики сразу после тренинга в аналитическом компоненте конфликтной компетентности были зафиксированы следующие изменения:

·  С достаточным уровнем значимости, повысился показатель способности испытуемых к  чёткому различению базовых характеристик конструктивного и деструктивного видов конфликтов и прогнозированию развития и исхода ситуации в обоих направлениях.

·  С достаточным уровнем значимости, испытуемые научились распознавать участников конфликтного взаимодействия и их интересы. Кроме того, с высоким уровнем значимости, участники тренинга научились обнаруживать предмет конфликта.

·  Также, с высокой степенью значимости, испытуемые в ходе тренинга продемонстрировали способность распознавать различные формы поведения участников конфликта, различать стратегии и тактики, реализуемые в конфликтном взаимодействии.

По итогам отсроченной диагностики (через 2 месяца после тренинга), помимо сохранения результатов предыдущей диагностики с достаточным уровнем значимости по всем показателям,  к данному перечню способностей также добавились:

·  Способность отличать конфликт от других явлений социальной действительности. Более того, изменение в результатах проявилось с высокой степенью значимости, притом, что во время диагностики сразу после тренинга положительных сдвигов по данному показателю не было зафиксировано.

·  Появились отличия с достаточным уровнем значимости в показателях способности выделять материал конфликта, которые также не были зафиксированы сразу после тренинга.

2.  Диагностика готовности преодолевать затруднения в деятельности сразу после тренинга позволила зафиксировать следующие изменения:

·  С высокой степенью значимости, испытуемые продемонстрировали тенденцию к снижению конфликтофобических реакций.

·  С достаточным уровнем значимости, испытуемые показали тенденцию к предпочтению конструктивных форм взаимодействия.

По итогам отсроченной диагностики помимо сохранения результатов предыдущей диагностики с теми же уровнями значимости, к данному перечню с достаточным уровнем значимости также добавилась:

·  Тенденция увеличения реакций, ориентированных на  преодоление препятствия, затруднения и направления своей активности на поиск конкретного выхода из затруднительной ситуации, и её разрешения, не обнаруженная по результатам  диагностики сразу после тренинга.

3.  По результатам диагностики сразу после тренинга последнего компонента конфликтной компетентности - владения способами разрешения противоречий разных типов, были получены следующие результаты:

·  У испытуемых с высокой степенью значимости, расширился диапазон вариантов действования в конфликтной ситуации.

Данные постдиагностики зафиксировали сохранение данных изменений, однако при снижении уровня значимости различий с очень высокого до достаточного, что свидетельствует о том, что, как и в случае со снижением показателей по обнаружению предмета конфликта, у некоторых испытуемых обнаружился регресс по сравнению с результатами, продемонстрированными ими сразу после тренинга.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненная нами работа была направлена на исследование  возможностей тренинга в изменении конфликтной компетентности. В качестве гипотезы данного исследования нами было выдвинуто предположение о том, что в результате тренинга конфликтной компетентности происходят положительные изменения в показателях всех компонентов конфликтной компетентности, а именно: