Полученные данные, в сравнении с данными таблицы 2, позволяют нам сделать следующие выводы об устойчивости изменений показателей аналитического компонента конфликтной компетентности, выявленных сразу после окончания тренинга:
1. С показателем значимости α = 0,05, сохранились изменения в способности испытуемых к чёткому различению базовых характеристик конструктивного и деструктивного видов конфликтов, а также способности к прогнозированию развития и исхода ситуации в конструктивном и деструктивном направлении.
2. С таким же показателем значимости α = 0,05, у испытуемых сохранились изменения в способности распознавать участников конфликтного взаимодействия, а также их интересы в конфликте.
3. Также со степенью значимости α = 0,01, как и в ситуации диагностики, сразу после тренинга, у испытуемых сохранились изменения в способности распознавать различные формы поведения участников конфликта, различать стратегии и тактики, реализуемые участниками конфликтного взаимодействия.
Изменения в устойчивости результатов произошли со следующими показателями:
1. В показателях способности обнаруживать предмет конфликта, при их формальном сохранении, произошло снижение статистической значимости в различиях с самого высокого α = 0,01 до α = 0,05. Такое изменение в уровне значимости свидетельствует о том, что у некоторых испытуемых показатели по этой способности стали близки к результатам диагностики «до тренинга». Что в содержательном плане означает то, что для испытуемых процесс обнаружения предмета конфликта стал через 2 месяца после тренинга более трудной задачей, нежели сразу после него. Это может свидетельствовать о некотором ослаблении «вытренерованного» навыка, без постоянной его практики. Вместе с тем, появились значимые отличия (α = 0,05) в показателях способности выделять материал конфликта, которые не были зафиксированы сразу после тренинга. На наш взгляд, это может свидетельствовать о том, что процедура выделения материала конфликта из свёрнутой операции для испытуемых вновь превратилась в отдельное действие. Теперь, когда навык обнаружения предмета конфликта без систематической тренировки начал угасать, определение повода, причин столкновения для испытуемых стало необходимой отправной точкой для начала поиска базового противоречия в конфликте, и поэтому потребовало специальной организации и концентрации на данном процессе.
2. Ещё одним неожиданным моментом в результатах постдиагностики стало появление за прошедшие 2 месяца после тренинга у испытуемых способности отличать конфликт от других явлений социальной действительности. Более того, изменение в результатах проявилось с высокой степенью значимости α = 0,01, и если учесть, что Т эмпирическое оказалось равно нулю, то это говорит о том, что у каждого из испытуемых произошли изменения в сторону улучшения результата. По всей видимости, такое изменение – результат эмпирически полученного знания, когда испытуемые в своей жизни уже за пределами тренингого пространства могли встретиться с такими явлениями, которые не представлялось возможным облечь в конфликтную форму, что и сформировало способность к данному различению.
Далее рассмотрим устойчивость изменений в показателях готовности к преодолению препятствий. Для вычисления Т эмпирического данные постдиагностики, представленные в таблице 12 сравнивались нами с данными из таблицы 5.
Таблица 12. Показатели готовности в группе тренинга через 2 месяца после его проведения.
№ |
Испытуемый |
OD |
NP |
E |
M |
|
1 |
Аня |
3 |
13 |
2 |
2 |
|
2 |
Иван |
4,5 |
13 |
0,5 |
1,5 |
|
3 |
Надя |
4 |
9,5 |
5.5 |
1 |
|
4 |
Юлия С. |
2 |
11,5 |
5 |
1,5 |
|
5 |
Максим |
3 |
11,5 |
3,5 |
1,5 |
|
6 |
Настя |
4 |
10,5 |
2 |
2 |
|
7 |
Катя Р. |
2,5 |
9,5 |
5 |
0,5 |
|
8 |
Катя Л. |
2 |
12,5 |
4 |
1 |
|
9 |
Юля Ш. |
2 |
7,5 |
6 |
3 |
|
10 |
Елена |
1,5 |
9,5 |
5 |
1,5 |
|
11 |
Ф.Е. |
1 |
11,5 |
6 |
1,5 |
|
12 |
Таня |
5 |
6,5 |
5 |
2,5 |
|
13 |
Анна О. |
3 |
14,5 |
1,5 |
0,5 |
|
14 |
В.И. |
3,5 |
9,5 |
4 |
1,5 |
|
15 |
Виталий |
- |
- |
- |
- |
|
16 |
Алёна |
- |
- |
- |
- |
|
Тэмп. Т табл. значимость (α) |
6,5 |
23,5 |
46 |
7 |
||
15 |
25 |
25 |
15 |
|||
0,01 |
0,05 |
0,05 |
0,01 |
|||
типичность сдвига |
+ |
+ |
- |
+ |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.