Полученные данные, в сравнении с данными из таблицы 9, свидетельствуют о сохранении расширенного после тренинга диапазона вариантов действования в конфликтной ситуации по выборке в целом. Однако всё-таки произошло снижение уровня значимости различий с очень высокого α = 0,01 до достаточного α = 0,05. Что говорит о том, что по сравнению с диапазоном реакций продемонстрированным испытуемыми сразу после тренинга, диапазон в этом срезе, оказался уже (хотя и достаточно широким по сравнению с диагностикой «до» тренинга). Это свидетельствует о том, что, как и в случае со снижением показателей по обнаружению предмета конфликта, навыковые эффекты тренинга начинают угасать, без подкрепляющих их процедур.
4.3. Выводы по эмпирическому исследованию конфликтной компетентности как эффекта тренинга.
Подводя итоги диагностики в группе тренинга и семинара-практикума (см. Таблица 14), мы получили следующие результаты, значимые для целей нашего исследования:
Таблица 14. Обобщённые результаты диагностики в группе тренинга и семинара-практикума.
Формы обучения Компоненты конфл. компетентности |
семинар-практикум |
тренинг |
через два месяца после тренинга |
||||
сдвиг |
знач. (α) |
сдвиг |
знач. (α) |
сдвиг |
знач. (α) |
||
анализ конфликтной ситуации |
распознание конфликта |
+ |
0,05 |
_ |
+ |
0,01 |
|
различение конструктивного и деструктивного конфликта |
+ |
0,01 |
+ |
0,05 |
+ |
0,05 |
|
определение участников конфликта |
+ |
0,01 |
+ |
0,05 |
+ |
0,05 |
|
определение материала конфликта |
+ |
0,01 |
_ |
+ |
0,05 |
||
обнаружение предмета конфликта |
+ |
0,01 |
+ |
0,01 |
+ |
0,05 |
|
определение интересов участников |
+ |
0,05 |
+ |
0,05 |
+ |
0,05 |
|
распознавание возможных форм поведения в конфликте |
+ |
0,01 |
+ |
0,01 |
+ |
0,01 |
|
готовность преодолевать затруднения |
снижение конфликтофобических реакций (OD) |
_ |
+ |
0,01 |
+ |
0,01 |
|
активный поиск конструктивного выхода из затруднительной ситуации (NP) |
_ |
_ |
+ |
0,05 |
|||
отсутствие враждебности и явных предпочтений конкурентных способов разрешения конфликта (E) |
_ |
_ |
_ |
||||
толерантность, предпочтение кооперативных способов разрешения конфликта (M) |
_ |
+ |
0,05 |
+ |
0,01 |
||
расширение диапазона вариантов действования в конфликте |
_ |
+ |
0,01 |
+ |
0,05 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.