Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Являясь важнейшей детерминантой человеческой активности, конфликты давно обратили на себя внимание специалистов из таких областей знаний, как психология, педагогика, социология, менеджмент. В связи с появлением большого количества работ по конфликтной тематике оформилась даже специальная отрасль знаний, изучающая конфликты, их причины, механизмы возникновения, результаты и т.д. - конфликтология.
На сегодняшний день существует множество психологических теорий понимания конфликта. Например, в психоанализе, по сути первой психологической теории, обратившей внимание на конфликтную природу человека, конфликт описывается через представление личности как «арены» борьбы трёх её инстанций и выступает в качестве источника активности, развития, генератора психического вообще.
В генетической психологии и работах женевской школы психологии конфликт также занял прочные позиции. В самой концепции стадий развития интеллекта заложено понимание конфликта как механизма развития - в двух его формах существования: внешней (спор, дискуссия, рассогласование точек зрения) и внутренней (противоречие процессов ассимиляции и аккомодации ведущее к уравновешиванию). Однако в этом подходе конфликт - не имеет такого детерминирующего значения как в психоанализе, поскольку его разворачивание напрямую зависит от готовности (зрелости) определенных интеллектуальных структур [24].
Особое место конфликту также отводится в социально-психологических концепциях и психологии организаций, культурно-исторической психологии (А.Я.Анцупов, 1999; Н.В.Гришина, 2000; Б.И.Хасан, П.А.Сергоманов, 2001 и др.). Анализ феномена конфликта в тезаурусе каждой из этих теорий вполне может стать предметом отдельного исследования. Поэтому автор данной работы уже на начальном этапе считает необходимым чётко определить свою исследовательскую позицию. В данной работе понятие конфликта и конфликтной компетентности будет рассматриваться в рамках конструктивной психологии, которая в свою очередь строится на основаниях культурно-исторической концепции.
1.1 Понятие конфликта, его структура и функции.
В своей работе мы будем придерживаться понятия «конфликт», сформулированного Б.И.Хасаном в рамках конструктивного подхода.
Конфликт - это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимоизменяют друг друга, требуя для этого специальной организации [40].
Вместе с тем любой конфликт представляет собой не просто противоречие, а актуализировавшееся противоречие, то есть воплощение во взаимодействии противостоящих ценностей, установок, мотивов. Исходя из чего, можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях, в их столкновении. Только через столкновение действий буквальное или мыслимое противоречие себя и являет [40].
Определяя феномен конфликта, в рамках данной главы мы ставим перед собой задачу «ухватить» его сущностные характеристики. На наш взгляд, сделать это можно только через описание его функциональных особенностей. Так, например, характеризуя ложку, мы, вероятнее всего скажем, что «ей едят», хотя при определённых обстоятельствах ей также можно «копать» и «играть», как на музыкальном инструменте. Одним словом, дальнейшее представление понятия конфликт мы будем вести с позиции «что делает» конфликт через описание его основных функциональных характеристик.
Б.И.Хасан и П.А.Сергоманов выделили три существующих аспекта функционального описания конфликта [37]:
1. Это его функционирование как целостного явления в определенном контексте. В этом описании его можно рассматривать как конструктивный, выполняющий полезную функцию для личности, коллектива, сообщества и т.д.; или деструктивный, выполняющий разрушительную функцию, приводящий к появлению невротической симптоматики, к ухудшению межличностных отношений, дестабилизации общественных отношений и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.