1. В современной конфликтологии признано, что переговоры являются одной из наиболее эффективных форм разрешения противоречий. Переговоры создают необходимость и важнейший контекст кооперации и сотрудничества, что с высокой вероятностью приводит к выработке навыков продуктивного разрешения конфликтов.
2. Обучение конфликтно компетентному поведению может происходить в условиях, когда участники получают позитивный опыт самостоятельного анализа конфликтных ситуаций, их проектирования и конструирования в учебных условиях [38].
1. Семинар-практикум. В задачи такого типа курсов входит: оформление представлений участников о видах конфликтов и их функциях; овладение приемами описания и анализа конфликтных ситуаций; оснащение участников основными ресурсами для выбора наиболее адекватных и продуктивных способов понимания и разрешения конфликтных ситуаций; знакомство с технологией проведения переговоров [24].
В программе семинарского курса интерпретация ситуаций в модельных представлениях о конфликте составляет значительную часть курса, она является значимой при поиске вариантов решения конфликта, при выработке соглашения в переговорах. Основная работа в данном курсе проводится в жанре лекции-дискуссии с акцентом на теоретическую проработку конфликтологического материала.
Элементы практикума предполагают работу, направленную на частичную и фрагментарную отработку практических навыков и умений, полученных в знаниевой форме в теоретической части занятий.
(программу такого типа курса см. в Приложении 1 данной работы.).
2. Тренинг. Курс повышения конфликтной компетентности по жанру может быть проведен как тренинг с вводными небольшими лекциями, позволяющими в непринуждённой форме познакомиться с основными понятиями конфликт-анализа. Однако основной акцент в тренинге ставится на отработку поведения в конфликте и навыков ведения переговоров.
Формат тренинга позволяет использовать в нем в процессе обучения преимущества малых учебных групп: динамические эффекты (групповая сплоченность, ценностно-ориентационное единство, идентификация с группой, групповое влияние), пространственную организацию (общее контактное поле - круг, прямой контакт), работу в микрогруппах, что редко доступно при проведении семинаров-практикумов.
Тренинговый курс направлен на формирование личной конфликтной компетентности участников и способствует формированию умения выявлять противоречия в ситуации, разрешать конфликты и острые ситуации без насилия, с соблюдением взаимных интересов.
Отличительной особенностью тренинговой формы работы с конфликтной компетентностью является более широкий диапазон применяемых в его рамках методов по сравнению с семинаром-практикумом. В тренинге теоретическая часть не так обширна, как в семинаре-практикуме и представляется в режиме мини-лекции, зато практическая часть занимает львиную долю отведённого времени и представлена всеми видами имитационных и моделирующих методов, (подробнее см. п. 2.1 данной главы): играми, кейсами, разбором конкретных случаев и ситуаций, актуальных для участников и т.д. Кроме того, в рамках тренинга особое внимание уделяется рефлексии происходящего и постоянной организации обратной связи после выполнения каждого из упражнений тренинговой программы.
(программу такого типа курса см. в Приложении 2 данной работы).
Таким образом, в рамках семинара-практикума участникам могут быть переданы некоторые средства анализа конфликтного межличностного взаимодействия, которые дадут возможность в реальной конфликтной ситуации действовать рефлексивно, осмысленно, а не импульсивно и стереотипно. В отличие от которого, тренинг позволяет участникам не только овладеть навыками анализа конфликтных ситуаций, но и решить задачи эмоционального принятия, проживания, разыгрывания широкого диапазона стратегий поведения в конфликте.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.