2. в готовности участников тренинга к преодолению затруднений в деятельности;
3. в способности обнаруживать противоречие, лежащее в основе конфликта;
4. в диапазоне способов разрешения противоречий разных типов.
Проверке этого положения была посвящена теоретическая и эмпирическая части нашей работы. В рамках теоретической части была проведен теоретический анализ понятия конфликтной компетентности с последующим выходом на описание модели конфликтной компетентности, рассмотрение её компонентов, и оценку возможностей направленного формирования этих компонентов. Также, был проведён анализ возможностей и ограничений тренинга в вопросах формирования конфликтной компетентности в сравнении с альтернативной ему формой организации занятий семинаром – практикумом. Кроме того, особое внимание в рамках теоретической части данной работы было уделено рассмотрению существующих методов исследования конфликта и диагностики конфликтной компетентности, обнаруживших отсутствие комплексного подхода к оценке конфликтной компетентности и необходимость разработки и подбора адекватного инструментария для диагностики компонентов конфликтной компетентности. Итогом теоретического анализа стал выход на эмпирическое исследование конфликтной компетентности как эффекта тренинга. В рамках данной части работы нами была операционализирована модель конфликтной компетентности: выделены адекватные индикаторы пригодные для эмпирического исследования компонентов конфликтной компетентности. На основании этого подобран инструментарий для диагностики таких компонентов конфликтной компетентности как готовность преодолевать затруднения в деятельности и диапазона способов разрешения противоречий разных типов, для этих целей нами был адаптирован тест «Деловые ситуации» Н.Г. Хитровой. Кроме того, нами был разработан тест для диагностики аналитического компонента конфликтной компетентности, направленный наоценку способности испытуемых обнаруживать противоречие, лежащее в основе конфликта, владение навыками анализа конфликтных ситуаций. Следующим шагом, с использованием разработанного и подобранного инструментария, была проведена сама диагностика в условиях тренинга и семинара-практикума.
Полученные после диагностики в рамках эмпирической части исследования результаты подтвердили поставленную в данной работе гипотезу. Однако при этом, было зафиксировано, что эффекты тренинга конфликтной компетентности со временем, всё-таки начинают ослабляться, о чём свидетельствует снижение уровня статистической значимости в различиях после диагностики сразу после тренинга и через 2 месяца после его завершения. Что явно указывает на необходимость использования «посттренинговых» встреч с целью закрепления полученных в тренинге эффектов.
Обращаясь же к данным диагностики группы семинара-практикума с целью их сравнения с результатами в группетренинга, мы можем констатировать, что значимые изменения былизафиксированы только в аналитическом компоненте конфликтной компетентности, при отсутствии статистически значимых сдвигов в готовности участников преодолевать затруднения в деятельности и расширении диапазона вариантов действования в конфликтной ситуации. На основании чего, мы можем сделать выводы о том, чторассмотренных намиконфликтологических учебных курсов, задуманных как средство формирования компонентов конфликтной компетентности – тренинг на сегодняшний день является самым эффективным.
С учётом полученных в отсроченной диагностике результатов, в качестве перспектив дальнейшего развития данного исследования нам представляется интересной разработка программы цикла посттренинговых встреч с целью закрепления полученных в тренинге навыков конфликтно компетентного поведения и общения, а также последующая диагностика устойчивости полученных с помощью этих встреч эффектов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.