Так, социально-психологическая компетентность, трактуется большинством отечественных исследователей как «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми в системе межличностных отношений». В состав социально-психологической компетентности включают умение ориентироваться в социальных ситуациях, умение определять личностные особенности и эмоциональные состояния партнеров по общению и умения выбирать и реализовывать адекватные способы в процессе взаимодействия с другими людьми. Таким образом, компетентность здесь представлена как совокупность умений. При этом умение понимается как «освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков» [30].
Рассмотрение социально-психологической компетентности в ракурсе коммуникативной компетентности несколько сужает рамку. В общем смысле под коммуникативной компетентностью понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. В состав коммуникативной компетентности включают некоторую совокупность знаний и умений, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса. Более детально коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия. Коммуникативная компетентность включает в себя адекватность установок, понимание субъектом своей предметной и межличностной позиции, знание закономерностей различных форм общения и правил поведения в разнообразных ситуациях, умение сформировать тактический план и реализовать его на основе имеющихся социальных навыков [11].
Таким образом, эффект коммуникации зависит от развитости стратегической, тактической и технической составляющих коммуникативной компетентности. Высокая коммуникативная компетентность обеспечивает не столько адекватную адаптацию к наличной ситуации общения, сколько способность перестраивать ее на основе понимания.
Исследование коммуникативной компетентности в работах Ю.Н.Емельянова дает представление о ней как о комплексной характеристике, развивающейся на протяжении всей жизни. Автор приходит к выводу, что межличностный опыт и межличностное поведение составляют её индивидуально-психологическую основу. Наряду с жизненным опытом, который формируется на протяжении жизни, автором предлагается еще один источник формирования коммуникативной компетентности – специальные научные методы, включающие в себя социально-психологические тренинги, игровые и дискуссионные группы и т.д. [13].
В других исследованиях подчеркивается ведущая роль образовательных институтов в формировании коммуникативной компетентности. Здесь кроме развития определенных навыков общения указывается на необходимость формирования способов саморегуляции и воспитания «гуманистических личностных качеств» (общительности, искренности, такта, эмпатии, рефлексии и т.п.). В основе такой подготовки также лежат принципы социально-психологического тренинга [36].
Конфликтная компетентность же рассматривается как неотъемлемая составная часть общей коммуникативной компетентности, которая в свою очередь является составной частью социально-психологической и профессиональной компетентности. Таким образом, содержание этого понятия в основных своих элементах отражает содержание родовых понятий и может быть раскрыто с опорой на их содержание. Таким образом, определившись с пониманием компетентности вообще, мы можем приступать к решению задачи, обозначенной в начале этой главы, а именно, более детальному рассмотрению понятия конфликтная компетентность.
1.4 Понятие конфликтной компетентности в социальной психологии.
Прежде чем приступить к рассмотрению конфликтной компетентности в конструктивной психологии конфликта, на теоретическом фундаменте которой строится данная работа, следует отметить, что это понятие также широко используется и в социальной психологии.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.