Полученные данные свидетельствуют о том, что после прохождения тренинга у испытуемых в показателях готовности преодолевать затруднения наметились следующие тенденции:
1. С высокой степенью значимости α = 0,01, испытуемые продемонстрировали тенденцию к снижению конфликтофобических OD реакций, что свидетельствует о направленности изменений в сторону активного преобразования конфликтной действительности без её избегания, рационализации и обесценивания.
2. С показателем значимости α = 0,05, испытуемые продемонстрировали тенденцию к увеличению в своих ответах М реакций, что свидетельствует о предпочтении конструктивных форм взаимодействия.
Однако, как показал статистический анализ, тренинг не вызвал значимых сдвигов в следующих показателях:
1. Не произошло прогнозируемого снижения реакций типа Е, что свидетельствует о том, что конкурентные формы взаимодействия остались столь же предпочитаемыми, как и до прохождения тренинга. Качественный анализ реакций этого типа, однако, показал, что если в ответах испытуемых в ситуации тестирования «до» среди реакций типа Е преобладали чисто агрессивные, обвинительные типа: «Не лезьте не в своё дело!», то в ситуации «после» уже преобладали формулировки, указывающие на превосходство ресурса испытуемого, типа: «Решать будете, когда сядете в моё кресло, а пока – начальник Я!». Что может интерпретироваться как осмысленное предпочтение борьбы, как наиболее удобной позиционно-функциональной модели взаимодействия в ситуации превосходства своего ресурса, то есть может расцениваться не как агрессивность личности, а как стратегический ход.
2. Достаточно неожиданным результатом стало отсутствие значимых изменений в показателях NP реакций, отвечающих за ориентацию на разрешение ситуации и инициативу в организации продуктивного взаимодействия. Получается, что после прохождения тренинга участники не боятся конфликтов, но и не спешат сразу же приступать к их разрешению. Возможно такое положение дел – свидетельство некоторой усталости испытуемых от участия в тренинговых процедурах, во время прохождения которых им то и дело приходилось проявлять активность в организации процесса разрешения конфликта. Возможно также, повышение показателя по данному типу реакций является вопросом времени и практики, полученных на тренинге знаний, умений и навыков, которое, возможно, не может быть «снято» сразу после его завершения.
Далее, в таблицах 7 и 8 представлены результаты срезов «до» и «после» в группе, походившей семинар-практикум по конфликтной компетентности.
Таблица 7. Показатели готовности в группе семинара практикума, «до» его проведения.
№ |
Испытуемый |
OD |
NP |
E |
M |
|
1 |
Юлия Г. |
1,5 |
8,5 |
8 |
1 |
|
2 |
Дарья А. |
0,5 |
8,5 |
7 |
2 |
|
3 |
Ольга С. |
1,5 |
11 |
5,5 |
0 |
|
4 |
Елена С. |
3,5 |
12,5 |
2,5 |
1,5 |
|
5 |
СмС |
3,5 |
8 |
6 |
1,5 |
|
6 |
Лариса К. |
5 |
5 |
8,5 |
0,5 |
|
7 |
ТимПФ |
2,5 |
11 |
5,5 |
1 |
|
8 |
ВВП |
2 |
10 |
4,5 |
2,5 |
|
9 |
БМА |
0 |
13 |
4 |
0 |
|
10 |
ШуНП |
1 |
6 |
10 |
1,5 |
|
11 |
Илья А. |
3,5 |
8 |
3,5 |
2 |
|
12 |
П.К.Н. |
4,5 |
11 |
2 |
0,5 |
|
13 |
Анна Б. |
4 |
5 |
7,5 |
0,5 |
|
14 |
Елена Ш. |
2 |
5,5 |
10,5 |
1 |
|
15 |
Елена Б. |
1 |
10,5 |
8,5 |
0 |
|
16 |
А.Р.Г. |
3 |
10 |
4,5 |
1,5 |
|
17 |
Наталья М. |
0,5 |
9,5 |
6,5 |
1 |
|
18 |
Ирина Б. |
0,5 |
11,5 |
2,5 |
1 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.