- о потребителе и его запросах;
- о рациональных и физиологических нормах потребления;
- о степени обеспеченности населения отдельными товарами;
- о потребительских свойствах товаров;
- о торговой деятельности своей фирмы и её возможностях;
- о конкурентах.
Основанием для определения объема предстоящих закупок товаров могут быть:
- запросы и поступления заказов от непосредственных покупателей товаров;
- регулярные устные опросы покупателей;
- анкетирование покупателей с целью выявления требований к товару и спросу на него;
- статистические данные коммерческой фирмы по продаже товаров в прошлый период;
- статистика семейных бюджетов;
- статистика фирмы о товарных запасах и товарных остатках;
- результаты выставок-продаж товаров;
- презентации новых товаров.
При определении потребности в товарах следует учитывать также ряд факторов, подразделяющихся на следующие группы:
- экономические (денежные доходы населения, уровень цен, степень обеспеченности товарами и др.);
- социальные (социальная структура покупателей, их образовательный уровень, профессиональный состав, мода и др.);
- демографические (численность обслуживаемого населения, половозрастной состав, размер и состав семей и т. п.);
- природные (климатические условия, сезонность спроса и предложения).
Методы определения потребности в товарах сводятся к следующим:
- экстраполяции динамических рядов продажи товаров;
- использование коэффициента эластичности спроса;
- нормативный;
- балансовый;
- на основе оперативных данных об изменении покупательского спроса на потребительском рынке;
- экономико-математическое моделирование и др.
2.14. Выбор поставщиков и каналов продвижения
товаров
Эффективность оптовых закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков.
Основными источниками поступления потребительских товаров на рынок являются производство, сельское хозяйство, а также поступление товаров по импорту. Все источники отечественных товарных ресурсов по территориальному признаку подразделяются на: местные; областные; республиканские.
Источники оптовых закупок товаров находятся в ведении определенных организаций, предприятий различных форм собственности и различного уровня управления. Товары можно закупить непосредственно у изготовителей или через посредников.
К поставщикам-изготовителям относятся: государственные промышленные предприятия; предприятия заготовительных организаций; кооперативные; совместные предприятия; колхозы; совхозы; агрофирмы.
К поставщикам-посредникам принадлежат оптовые предприятия и организации государственной, кооперативной торговли.
По принадлежности к хозяйственной системе поставщики подразделяются на внутрисистемных – когда поставщики и покупатели принадлежат одной системе (потребительской кооперации) и межсистемных – разным системам (поставщик – фабрика какого-либо министерства или ведомства, оптовая база потребительской кооперации).
Оптовые закупки товаров могут осуществляться на основе централизованного распределения (выделенной квоты), по госзаказу и в порядке свободной купли-продажи (свободно реализуемые товары).
С развитием рыночных отношений в Республике Беларусь расширяется практика свободной закупки товаров на основе инициативы продавца и покупателя в соответствии с их договоренностью.
Выбор поставщика является составной частью планирования оптовых закупок. Одним из важных принципов при выборе поставщика является его деловая характеристика и отношение к выполнению своих договорных обязательств. Важным фактором при выборе партнера является его финансовое положение. Оно должно быть устойчивым и стабильным. При выборе поставщика предпочтение отдается тем, с кем уже заключались договоры и установились взаимовыгодные отношения, устраивающие обе стороны. Выбирая поставщика, необходимо обратить внимание на объем поставки и ассортимент товаров. Целесообразно выбирать тех поставщиков, которые могут максимально удовлетворить потребность в товарах по объему и ассортименту и которые могут отгружать их нужными партиями и в нужные сроки. При выборе поставщика играет роль его месторасположение, удаленность, а также имидж.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.