Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 20

-  результаты выставок продаж товаров (путем проведения выставок непродовольственных товаров с демонстрацией в действии, выставок-дегустаций продуктов питания и последующего анализа отношения покупателей к ним);

-  презентации товаров (путем представления и предложения новых отечественных товаров, продуктов питания, а также импортных товаров на различных рекламных распродажах, выставках, демонстрациях мод и т. п.).


2.29. Методы розничной продажи товаров

и способы её  стимулирования

Розничная продажа товаров является завершающей стадией коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг. Она  представляет собой процесс торгового обслуживания покупателей (населения).

Розничная продажа товаров регулируется рядом нормативно-правовой документации. Наиболее важным нормативным актом являются «Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь», утвержденные Постановлением Советом Министров РБ в 1992 году.

Розничная продажа товаров включает следующие операции: встречу покупателя, выявление спроса, предложение и показ товаров, помощь в выборе товара, консультацию, предложение новинок и сопутствующих товаров, выполнение операций по взвешиванию, отмериванию, расчету за товары, упаковке и выдаче покупки, оказанию дополнительных услуг.

Под методом розничной продажи товаров понимается совокупность приемов и способов реализации товаров в розницу покупателем (населению).

Различают традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) и прогрессивные методы: самообслуживание, продажа товаров по заказам, с открытой выкладкой, по образцам, через торговые автоматы, развозная, разносная и электронная торговля.

Традиционный метод розничной продажи предусматривает продажу товаров через прилавок. При этом продавец обеспечивает покупателю осмотр и выбор товаров, упаковывает и отпускает товар.

Самообслуживание – метод розничной продажи, основанный на самостоятельном осмотре, отборе и доставке покупателем отобранных товаров в узел расчета. Метод самообслуживания применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Самообслуживание предполагает свободный доступ покупателей к товарам, отбор в инвентарные корзинки или инвентарные тележки и получение консультации со стороны работника торгового зала. Самообслуживание экономит время покупателей на приобретение товаров, увеличивает пропускную способность магазина, способствует росту товарооборота, сокращению численности работников, повышению производительности труда.

Продажа товаров по заказу основана на предварительном заказе покупателем необходимых товаров в розничных торговых предприятиях или  отделах и получение затем заказанных товаров с их оплатой.

Продажа товаров по образцам предполагает демонстрацию и отбор крупногабаритных, технически сложных товаров  в торговом зале магазина, а продажу производят аналогичного товарм со склада.

Продажа товаров с открытой выкладкой аналогична самообслуживанию, но требует помощи продавца при отпуске товара (отмеривание, нарезка и др.).

Продажа товаров через торговые автоматы значительно сокращает численность торговых работников и максимально приближает штучные товары к покупателям, экономит время на приобретение товара, упрощает расчет.

Развозная и разносная торговля позволяет обслуживать население малых и отдаленных населенных пунктов (хуторов, поселков, фермерских хозяйств).

Электронная торговля – это заказ товаров по Интернету.

2.30.  Коммерческая деятельность по оказанию

дополнительных услуг покупателям

Торговая услуга – это деятельность, направленная на оказание помощи покупателям в совершении покупки товаров, их доставке и использовании.

С точки зрения взаимосвязи с процессом продажи товаров все дополнительные торговые услуги, оказываемые покупателям в магазинах, подразделяются на три основные группы:

1.  Услуги, оказываемые покупателям в процессе продажи товаров.

2.  Послепродажные услуги.