Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 15

Уровень и эффективность коммерческой работы по розничной продаже товаров зависит в значительной степени от состояния торговых зданий и торговых помещений, наличия и использования прогрессивного торгово-технологического оборудования, технологии, современных средств связи, квалифицированного и опытного состава торговых работников, устойчивых финансовых показателей деятельности, оптимальной организационной структуры и передовых методов продажи товаров с одновременным оказанием дополнительных услуг.

Решающим фактором в организации коммерческой работы, её эффективности по розничной продаже товаров является метод продажи – совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

Различают традиционный метод розничной продажи (продажа через прилавок) и прогрессивные методы: самообслуживание, продажа товаров по заказам, с открытой выкладкой, по образцам, через торговые автоматы, развозная, разносная и электронная торговля.

Самообслуживание является одним из наиболее эффективных методов розничной продажи большинства непродовольственных товаров и продуктов питания. Этот метод основан на свободном доступе покупателя к товару,  самостоятельном осмотре, отборе и доставке покупателем товаров в узел расчета. Социальный эффект самообслуживания состоит в сокращении затрат времени покупателя на приобретение товара, повышении культуры торгового обслуживания, улучшении условий труда работников магазина.

Экономический эффект выражается в увеличении пропускной способности магазина, росте товарооборота, улучшении использования торговых площадей и торгово-технологического оборудования, повышении производительности труда торговых работников.


2.23.  Понятие о товарном ассортименте, порядок его формирования на оптовых базах и в магазинах

Ассортимент товаров в оптовой и розничной торговле представляет собой предложение товаров для продажи. Ассортимент включает набор групп, видов, разновидностей и отдельных наименований товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия.

Ассортимент товаров характеризуется такими составляющими, как: широта ассортимента, глубина, структура, полнота, устойчивость (стабильность), обновляемость.

Широта ассортимента – количество групп и подгрупп товаров, включенных в ассортимент оптовой базы или магазина.

Глубина ассортимента – количество видов и разновидностей (наименований) товаров внутри групп и подгрупп в ассортименте оптовой базы, магазина.

Структура ассортимента – это соотношение групп, подгрупп, видов и разновидностей товаров в ассортименте торгового предприятия.

Полнота ассортимента – это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии утвержденному ассортиментному перечню.

Устойчивость (стабильность) – это бесперебойное наличие в продаже товаров  по их видам и разновидностям, заявленным в ассортиментном перечне.

Обновляемость ассортимента – пополнение ассортимента новыми разновидностями товаров в соответствии  с ассортиментной политикой предприятия.

На формирование ассортимента влияет несколько групп факторов:

-  социальные (социальный состав населения, уровень культуры, характер трудовой деятельности);

-  экономические (развитие производства товаров, уровень доходов населения, развитие экономики района деятельности, цены);

-  демографические (половозрастной состав, количество и структура семей, профессиональный состав населения и др.);

-  национально-бытовые (национальный состав населения, традиции, нравы, обычаи, вероисповедание);

-  природно-климатические (географическое расположение, климат, природные ресурсы и др.).

Построение ассортимента базируется на следующих принципах: соответствие ассортимента товара характеру спроса; комплексное удовлетворение спроса; обеспечение достаточной полноты, широты, глубины, устойчивости и обновление ассортимента; обеспечение рентабельной работы оптовой базы или магазина.