Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 8

-  анализ торгового ассортимента, реализуемого торговым предприятием, оценка вклада каждого вида товара в прибыльность работы предприятия и т. д.;

-  стратегия предприятия на рынке, в том числе и в разбивке по отдельным его сегментам;

-  организационная структура управления предприятием, его схема;

-  материально-техническая база торгового предприятия;

-  научно-технический потенциал торговой фирмы;

-  кадровый состав, уровень его образования и повышения квалификации;

-  информационная инфраструктура торгового предприятия.

Материально-техническая база характеризуется следующими показателями:  состояние торговых зданий, обеспеченность площадями; уровень технического оснащения, наличие торгово-технологического оборудования, электронно-вычислительной техники; использование новых технологий в процессе переработки, продажи товаров; автоматизированная обработка коммерческой информации, внедрение автоматизированных рабочих мест специалистов.

Оценка финансового положения предприятия характеризуется:           объемом и структурой основного и оборотного капитала; оборачиваемостью капитала; размером собственных оборотных средств; ликвидностью; финансовой устойчивостью, платежеспособностью.

Кадровый потенциал характеризуется: количественным и качественным составом кадров; высокой профессиональной подготовкой коммерческого персонала; квалификацией и опытом коммерсантов-менеджеров; совпадением личных и групповых интересов.

2.12. Оценка конкурентоспособности торговой фирмы

как фактора коммерческого успеха

Оценка конкурентоспособности торговой фирмы производится по следующим составляющим:

-  наличию конкурентоспособного товара;

-  использованию новой техники и технологии;

-  условием сбыта, продажи товара;

-  наличию услуг, уровню сервисного обслуживания;

-  финансовой устойчивости фирмы.

Изучение конкурентоспособности торгового предприятия необходимо проводить с позиции сравнительных преимуществ перед конкурентами. Коммерческая служба особое внимание должна обратить на выявление сильных и слабых сторон деятельности своей фирмы, объективно оценить их и разработать мероприятия по доведению слабых сторон до уровня конкурирующей фирмы. Сильные стороны целесообразно развивать.

Оценка конкурентоспособности должна производиться также путем сравнения   ключевых факторов коммерческого успеха:

  • Состояние материально-технической базы торговой фирмы и её соответствие современным требованиям:

-  состояние торговых зданий, обеспеченность торговыми и складскими помещениями;

-  уровень технического оснащения наличие торгово-технологиче-ского оборудования, электронно-вычислительной техники;

-  использование новых технологий в процессе продажи товаров;

-  автоматизированная обработка коммерческой информации.

  •  Финансовые факторы:

-  объем и структура основного и оборотного капитала;

-  скорость оборачиваемости капитала;

-  размер собственных оборотных средств;

-  ликвидность;

-  финансовая устойчивость, платежеспособность.

  •  Кадровый потенциал:

-  количественный и качественный состав кадров;

-  профессиональная подготовка, квалификация и опыт коммерческого персонала;

-  совпадение личных и групповых интересов.

  •  Организационные факторы:

-  оптимальная организационная структура;

-  оптимальная система управления;

-  возможность быстрой реализации новых достижений и эффективных коммерческих стратегий.

  • Факторы, влияющие на результативность хозяйственных взаимоотношений субъектов рынка:

-  объем спроса и предложения;

-  структура ассортимента и др.

2.13. Обоснование объема структуры закупок

и определение потребности в товарах

Потребность является исходным и главенствующим понятием рынка. При определении необходимого количества товаров коммерческая служба должна располагать следующей информацией:

-  о спросе и конъюнктуре рынка;

-  об объёмах, структуре производства и предложении;