Организация коммерческой деятельности: Практическое пособие, страница 17

-  виды и средства рекламы;

-  ответственные исполнители;

-  финансирование.

Для оценки эффективности рекламных мероприятий используется информация, позволяющая сделать вывод о результатах социальной и экономической эффективности.

Социальный эффект рекламы заключается в формировании у покупателей вкусов, предпочтений и привычек по приобретению товаров и получению дополнительных услуг. Под воздействием рекламы покупатели становятся более информированными и наиболее полно удовлетворяют свои потребности в товарах, продуктах питания, услугах.

Экономический эффект от воздействия рекламы заключается в получении дополнительной прибыли, возникающей от продажи большего количества товаров, чем в дорекламный период. Экономический эффект рекламы считается достигнутым, если полученная дополнительная прибыль полностью покрывает расходы на рекламу и превышает эти расходы.

2.25. Защита прав потребителей в Республике Беларусь

Защита прав потребителей является одной из важных социально-экономических проблем. Демократическое переустройство Беларуси, переход к цивилизованным рыночным отношениям выдвигают задачу реализации прав человека на достойную жизнь, последующую их защиту.

История правозащитной системы потребителей начинается с 1973 года, когда Европейский союз принял «Хартию защиты прав потребителей», а в 1985 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Руководящие принципы для защиты прав потребителей».

Появление на внутреннем рынке РБ большого количества импортных товаров, увеличение производства и расширение ассортимента отечественных товаров, возникновение различного рода платных услуг и в целом преобразования во всех сферах экономической жизни потребовали разработки и укрепления политики, законодательства в области защиты прав и интересов потребителей.

Одним из первых результатов реализации этих проблем в нашей стране явилось образование в 1989 году Белорусского общества защиты потребителей.

Оно  представляло национальное общественное движение потребителей в защиту своих прав и  законных интересов по удовлетворению запросов на качественные товары, работы, услуги. В 1991 году был принят и утвержден президентом СССР первый закон «О защите прав потребителей». С 1 января 1994 года вступил в силу закон «О защите прав потребителей», утвержденный Верховным Советом Республики Беларусь. В 1995 году вышел в свет Комментарий к закону Республики Беларусь «О защите прав потребителей, а затем разработана и утверждена в 1996 году Концепция государственной политики по защите прав потребителей Республики Беларусь.

Вышеперечисленные нормативные акты определяют перечень прав потребителей РБ:

-  государственную защиту своих интересов;

-  надлежащее качество товаров;

-  безопасность товаров;

-  полную и достоверную информацию о товарах;

-  возмещение в полном объеме ущерба, причиненного товаром ненадлежащего качества;

-  обращение в суд и другие уполномоченные государственные органы за защитой нарушенных прав или охраняемых законом интересов;

-  создание общественных объединений потребителей;

-  обмен непродовольственных товаров ненадлежащего качества;

-  свободный выбор товаров;

-  проверку работоспособности комплектности, веса, меры и цены товаров;

-  соблюдение установленного режима работы торговым предприя-тием.

Защита прав потребителей в Республике Беларусь обеспечивается также другими дополняющими нормативными актами, регулирующими правила приемки товаров по количеству и качеству, основные правила розничной продажи и др.


2.26.  Основные коммерческие функции оптовых

баз и складов

Основные коммерческие функции оптовых баз и складов связаны с выполнением операций по оптовой закупке и оптовой продаже товаров, а также оказанию дополнительных услуг оптовым покупателям.

Основные коммерческие функции оптовых баз и складов сводятся к следующим:

-  комплексное изучение оптового рынка товаров и услуг;