Производительность — один из важнейших показателей использования МТА, от которого в значительной степени зависит эффективность всего производства.
Производительность МТА зависит от множества факторов, определяющими из которых являются параметры и режимы работы самого агрегата (мощность, ширина захвата, скорость и др.), природно-производственные условия региона выполнения работ, обусловливающие энергоемкость технологической операции (рельеф и тип почвы, сложности площадей, длина гона, размеры полей, уровень организации труда и т. п.).
Одним из наиболее существенных элементов производительности МТА является коэффициент использования времени смены, отражающий ту часть сменного времени, которая расходуется на чистую работу.
При нормировании труда механизаторов их сменное время распределяется:
• на выполнение подготовительно-заключительных работ (ежесменное техническое обслуживание трактора, машины и др.);
• выполнение оперативной работы (рабочие и холостые ходы на участке);
• использование внутрисменного отдыха и др.
Из приведенного в табл. 15.2 баланса сменного времени следует, что для наиболее полного использования оперативного времени непосредственно на чистую полезную работу необходимо стремиться к сокращению холостых ходов. Это достигается за счет укрупнения участков с увеличением длины гона, применения рациональных способов движения МТА и видов поворота, а также за счет комплектования МТА, обладающих высокой маневренностью и др.
Наибольшие потери оперативного времени на холостые ходы отмечаются при уменьшении длины гона с 400 до 100 м. Для агрегатов в составе трактора МТЗ-80 с навесными машинами потери оперативного времени на холостые ходы составляют примерно 22 %, ас ДТ-75М — 15 %, тогда как с уменьшением длины гона с 800 до 400 м — соответственно 5 и 3 %.
15.2.2. Определение сменной производительности МТА
При составлении системы машин для работы в конкретных условиях лесхоза (лесничества) сменная производительность почвообрабатывающих и других агрегатов \VCM, га, может определяться по следующим формулам:
где Кv — коэффициент использования скорости движения трактора; Кэк — коэффициент экономичности движения агрегата, учитывающий затраты времени на холостые ходы; Ксм — коэффициент оперативного времени работы агрегата, учитывающий затраты времени на ежесменное техническое обслуживание и технологические перерывы; Вр — рабочая (технологическая) ширина захвата агрегата (с учетом перекрытий и необрабатываемых зон), м.
Примерные значения коэффициента экономичности движения простых лесохозяйственных агрегатов (без сцепок) с навесными машинами приведены в табл. 15.3.
Значения коэффициента оперативного времени лесохозяйственных агрегатов по видам работ при продолжительности смены 8 ч приведены в табл. 15.4.
Скорость движения трактора соответствует той передаче, при которой коэффициент использования тягового усилия трактора л имеет оптимальное значение и составляет в зависимости от вида работ для гусеничных тракторов 0,80...0,95, для колесных — 0,70...0,85, если эта скорость не превышает допустимую по техническим требованиям.
Коэффициент использования скорости при оптимальных условиях эксплуатации составляет для гусеничных тракторов 0,95...0,97; для колесных — 0,85...0,90.
Таблица 15.3
Примерные значения коэффициента экономичности Кэк
движения простых лесохозяйственных агрегатов (без сцепок)
с навесными машинами
Длина рабочего гона, м |
Марки тракторов |
||||
Т-130 и др. |
ДТ-75, Т-74 и др. |
ЛХТ-55, ТДТ-55 и др. |
МТЗ-80, Т-40, ДТ-24 и др. |
Т-16, СШ-0611 |
|
Радиусы поворота R, м |
|||||
3,0...4,0 |
2,5...3,0 |
1,5...2,0 |
4,0...4,5 |
3,0...4,0 |
|
75... 125 126... 200 201 ...300 301 ...400 401...600 601...1000 |
0,68...0,78 0,76...0,83 0,84...0,90 0,88...0,92 0,91...0,94 0,94... 0,96 |
0,70...0,78 0,77...0,84 0,85...0,90 0,89...0,92 0,92...0,94 0,94...0,96 |
0,73...0,80 0,80...0,85 0,87...0,91 0,90...0,92 0,93.-0,95 0,95...0,98 |
0,65...0,78 0,74...0,83 0,83...0,90 0,87...0,92 0,91...0,94 0,94...0,96 |
0,71...0,83 0,77...0,87 0,85...0,92 0,89...0,94 0,93.-0,96 0,95.-0,97 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.