Показателем проходимости трактора при движении поперек склона (по горизонтали) является предельно допустимая крутизна склона. Лучшей проходимостью обладают крутосклонные тракторы, которые обычно используются на склонах крутизной 10... 20°; менее приспособлены к работе на склонах обычные колесные тракторы.
Дорожный просвет (клиренс) — это наименьшее расстояние от опорной поверхности (почвы) до выступающих снизу деталей трактора. Данный показатель необходимо учитывать при работе в тяжелых дорожных условиях (глубокая колея), на вырубках с пнями, в болотистой местности. У большинства гусеничных тракторов общего назначения дорожный просвет находится в диапазоне 0,28...0,33 м, у трелевочных — 0,49...0,55 м, а у колесных самоходных шасси — 0,56... 1,1 м.
Агротехнический просвет — это расстояние от верхней точки объекта обработки (высота посевной гряды, посадочное место сеянцев и т. п.) до выступающих над ними снизу деталей трактора. Агротехнический просвет наиболее точно можно определить графически, изобразив объект (ряды сеянцев, культур) и положение над ним трактора в вертикальной плоскости.
Маневренность — это приспособленность трактора к поворотам. Она характеризуется радиусом поворота, т.е. наименьшим
Рис. 14.1. Основные схемы расположения кинематического центра и радиуса поворота:
а — колесные тракторы с одной ведущей осью; б — колесные тракторы с двумя ведущими осями; в — гусеничные тракторы; г — колесные тракторы с шарнирным остовом и двумя ведущими осями; д — определение кинематического радиуса поворота; R — радиус поворота агрегата; О„ — центр поворота агрегата
расстоянием от оси поворота (центра поворота) до кинематического центра на продольной плоскости симметрии трактора. Для колесных тракторов с одной ведущей осью за кинематический центр принимается проекция середины ведущей оси неуправляемых колес, а для гусеничных кинематический центр соответствует центру давления, наиболее вероятное положение которого находится на пересечении продольной оси симметрии трактора и перпендикулярной линии середины опорных частей гусениц (рис. 14.1).
Тракторы с небольшой базой имеют меньший радиус поворота и лучшую маневренность, что особенно важно для работы на вырубках, на небольших площадях и под пологом леса. Кинематический радиус поворота колесных тракторов обычно в 1,5 — 2,5 раза больше, чем гусеничных. При комплектовании МТА не менее важен практический радиус поворота, характеризующийся расстоянием от оси поворота до траектории внешних точек трактора или агрегата, который полнее отражает и проходимость агрегата по технологическим полосам и под пологом леса.
Управляемость характеризуется способностью трактора сохранять заданное направление движения, в том числе и прямолинейное. У колесных тракторов управляемость во многом зависит от вертикальной нагрузки на передний мост, расположения навесных машин на тракторе, степени использования тягового усилия рабочими орудиями, скорости движения, состояния почвы. Так, при задней, фронтальной или асимметричной навесках рабочие органы машин значительно удалены от оси поворота трактора и при выравнивании хода вызывают повышенное боковое смещение, а при средней навеске этого не наблюдается. Хорошая управляемость сохраняется при коэффициенте использования тягового усилия трактора до 0,7...0,8. Гусеничные тракторы способны сохранять более устойчивое движение.
Значения рассмотренных агротехнических показателей приводятся в справочной литературе при изложении технических характеристик тракторов, которые можно использовать при решении вопросов эксплуатации машинной техники в производственных условиях.
14.1.2. Тягово-сцепные показатели тракторов
Производительность трактора в основном зависит от его тяговых качеств (тяговой мощности, тягового усилия и др.), которые в первую очередь определяются эффективной мощностью двигателя.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.