где w— угловая скорость ВОМ, рад/с.
При работе с выключенным ВОМ вся полезная мощность двигателя реализуется на тяговые процессы — NKp.
Коэффициент полезного действия (КПД) трактора показывает степень использования эффективной мощности двигателя на полезную работу. Общий (полный) КПД трактора лоб определяется по формуле
Тяговый (крюковой) КПД трактора цкр определяется по формуле
При работе в наиболее выгодном, оптимальном режиме тяговый КПД гусеничных тракторов (на рыхлой и плотной почве) составляет 0,68...0,75, колесных со всеми ведущими колесами — 0,60...0,70, а с двумя ведущими колесами — 0,50...0,60, так как буксование колесных тракторов больше, чем гусеничных.
Тяговое усилие — это горизонтально приложенная при движении самоходной машины (трактора) составляющая сила, способная преодолеть сопротивления рабочих машин, которые возникают в процессе их работы. Тяговое усилие, которое соответствует номинальной тяговой мощности, называют номинальным расчетным тяговым усилием Ркрноы.
Тяговое усилие, при котором глохнет двигатель, называют максимальным тяговым усилием на данной передаче Ркр тах.
Отношение Ркр тгх/Ркр.н0М = К3 называют коэффициентом запаса тягового усилия, значение которого у современных тракторов составляет 1,05... 1,15.
Расчетное тяговое усилие на крюке трактора Ркр, Н, можно определить по формуле
(14.2)
где v — действительная скорость движения трактора, км/ч.
Тяговые свойства трактора зависят от многих факторов, в том числе от типа ходовой части движителей, свойств почвы и ее механического состава, влажности, плотности и других, влияющих на величину потерь мощности при перемещении и буксовании, а также на силу сцепления трактора с почвой. Например, повышение влажности почвы на 1 % по сравнению с оптимальной влажностью приводит к понижению тяговой мощности колесных тракторов на 1,5...2,0%, гусеничных — на 0,7... 1,0%.
Тяговое усилие трактора, реализуется в виде касательной силы тяги, которая образуется в результате действия крутящего момента, передаваемого от двигателя на привод ведущих колес трактора.
Касательная сила тяги обеспечивает поступательное движение трактора в результате взаимодействия колеса (гусеницы) с почвой, и в зоне их сцепления (контакта) образуется толкающая, или реальная, движущая сила. Возможное максимальное значение движущей силы Ра зависит не только от мощности двигателя, но и от силы сцепления трактора с почвой. Максимальное значение движущей силы, которую можно использовать в тяговых агрегатах для выполнения полезной работы, достигается если Рп < Рсц.
Сила сцепления (сцепная сила) трактора Рси, Н, с учетом преодоления подъема определяется по формуле
(14.3)
где Ксц — коэффициент сцепления движителей трактора с почвой; GT — сила тяжести трактора, Н; а — угол подъема, '.
Значения коэффициента сцепления движителей трактора с почвой приведены в табл. 14.3.
Силу тяжести GT, H, трактора (рабочей машины, орудия) можно выразить через его массу тТ, кг, и ускорение свободного падения g (которое составляет 9,80655 м/с2, а при технических расчетах принимается 10 м/с2) по формуле
Таблица 14.3
Значения коэффициента сцепления движителей тракторов с почвой
Характеристика поверхности почвы |
Коэффициент сцепления движителей тракторов |
|
колесных |
гусеничных |
|
Сухой плотный грунт, залежь, сильно уплотненная стерня (суглинистые почвы) Стерня на суглинках нормальной влажности (суглинки) Суглинистое поле, подготовленное под посев или свежевспаханное, а также пар и стерня супесей Сухой песок Снежная дорога |
0,7...0,9 0,6...0,8 0,4... 0,6 0,3...0,4 0,3 |
1,0... 1,2 0,8... 1,0 0,6...0,7 0,4... 0,5 0,5 ...0,7 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.