Сцепная сила тяжести трактора равна эксплуатационной силе тяжести, приходящейся на ведущие колеса. В эксплуатационную силу тяжести трактора включаются сила тяжести подготовленного к работе трактора (заправленного топливом и др.) и сила тяжести установленного на нем дополнительного оборудования (емкости с рабочими растворами, запас лесопосадочного материала и др.).
Для гусеничного трактора и колесного трактора со всеми ведущими колесами сцепная сила тяжести равна полной эксплуатационной силе тяжести, а для колесного трактора с двумя ведущими колесами она составляет примерно 2/3 (для новейших марок — 3/4) их эксплуатационной силы тяжести.
Если сцепная сила трактора Рсп окажется меньше тягового сопротивления мобильных рабочих машин (орудий) Rq, то необходимо принять меры к увеличению силы сцепления трактора, так как при Рсц < Ro < Ркр возникает повышенная пробуксовка.
Буксование влечет за собой потери энергии (увеличение прямых затрат, топлива), замедляет скорость движения (снижение производительности), разрушает структуру почвы, распыливая ее перетиранием, вызывает появление глубокой колеи, рытвин и увеличивает износ деталей ходовой части.
Сцепные свойства трактора можно улучшить, увеличив эксплуатационную силу тяжести. Однако при этом возрастает уплотняющее воздействие ходовой части трактора на почву.
Удельное давление движителей на почву (не допуская буксования) не должно превышать допускаемого удельного давления по состоянию почвогрунта. При предельных значениях удельного давления улучшить сцепные свойства можно за счет повышения коэффициента сцепления и увеличения опорной поверхности движителей (полугусеничный ход, уширение колес, включение переднего ведущего моста и др.).
Более точные значения тяговой мощности NKp, тягового усилия Ркр, действительной скорости движения v и других показателей можно получить путем тяговых испытаний трактора в конкретных условиях.
Если сцепление с почвой недостаточное, то двигатель не может быть нагружен до номинальной мощности из-за чрезмерного буксования и, соответственно, потери мощности на буксование.
Расход топлива в единицу времени увеличивается по мере возрастания загрузки трактора Ro и достигает наибольшего значения при максимальной тяговой мощности.
Минимальный удельный расход топлива отмечается в зоне наибольшей тяговой мощности и увеличивается при неполном использовании мощности и перегрузках двигателя. С увеличением скорости движения (передач) трактора удельный расход топлива увеличивается.
При нормировании механизированных лесохозяйственных работ для обоснования производительности, расхода топлива и других показателей используются тяговые характеристики тракторов.
Для получения тяговых характеристик в условиях всех почвенно-климатических зон требуются огромные затраты труда, времени и средств. В результате нормирование происходит с опозданием на несколько лет по сравнению с началом эксплуатации новых тракторов. В таких случаях устанавливают временные нормативы, пользуясь общепризнанной методикой проведения тягово-эксплуатационных расчетов, основы которой приведены в следующих подразделах.
Для упрощенных тяговых расчетов при комплектовании мобильных МТА можно пользоваться справочными данными технических характеристик тракторов, в которых указываются значения тяговых усилий на различных передачах трактора и другие показатели.
Обычно в технических характеристиках приводятся расчетные значения тяговых усилий тракторов с учетом их сцепных свойств и при допустимом буксовании: у гусеничных — 5 %, у колесных — 17 %. Эти расчетные значения тяговых усилий являются близкими по величине к усилиям, развиваемым трактором при работе по стерне поля с горизонтальной поверхностью.
При работе в более сложных условиях (на вспаханном поле, торфянике и др.) действительное (рабочее) тяговое усилие трактора Ркр.раб, Н, с учетом дополнительных потерь на качение можно определить по формуле
(14.4)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.