Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 73

Движение МТА в процессе работы на участке состоит из рабо­чих ходов и поворотов. В зависимости от способа движения и типа МТА повороты могут совершаться как с выключенными, так и с включенными рабочими органами. При выборе вида поворота учи­тываются возможность его исполнения, а также следующие требо­вания: соблюдение условий техники безопасности; достижение наи­большей производительности МТА и наименьшего расхода топли­ва, оставление возможно меньшей ширины поворотной полосы.

  

Рис. 15.3. Основные виды поворотов лесохозяй-ственных агрегатов:

беспетлевые — круговой; б — с прямым участком; в — угловой); петлевые (г — грушевидный; д — одно­сторонний; е — закрытая петля; ж — грибовидный с открытой петлей; з — грибовидный с закрытой пет­лей; и — угловая петля); к — игольчатый; X — длина прямолинейного участка при развороте пахотного агрегата; Воширина захвата лесохозяйственного агрегата; Е — ширина поворотной полосы; /а — дли­на агрегата; /т — длина трактора; R — радиус по­ворота агрегата

Все основные виды поворотов, наиболее широко применяемые на практике, подразделяются на три группы: беспетлевые, петле­вые, игольчатые (см. рис. 15.3).

Основное условие возможности выполнения беспетлевых поворотов — расстояние х между серединами двух смежных про­ходов МТА должно быть больше двух радиусов R поворота, т.е., x>2R.

Группу петлевых поворотов составляют более 20 видов поворо­тов, из которых наиболее часто применяются грушевидные, восьмеркообразные, односторонние, с закрытой петлей, а также только для навесных агрегатов — грибовидные с открытой пет­лей, грибовидные с закрытой петлей, с угловой петлей и др.

Игольчатые повороты применяются при реверсивном способе движения МТА с фронтальной и задней навеской рабочих машин.

Виды поворота оказывают непосредственное влияние на эко­номические показатели работы МТА и размер поворотных полос на рабочем участке.

15.1.3. Подготовка участка к работе

При подготовке лесных участков к работе для выполнения лесохозяйственных операций определяются следующие элемен­ты его кинематической характеристики: общая и рабочая длины гона, ширина загона, ширина обрабатываемых полос, число и последовательность обработки загонов и полос, ширина поворот­ных полос, положение контрольной линии и длины выезда МТА (см. рис. 15.2).

Рабочим участком является общая площадь, большая часть ко­торой подлежит непосредственной обработке, а меньшая часть используется в виде поворотных полос Е. Общая длина участка L определяется его размерами, а длина рабочего гона Lp ограничи­вается площадью обработки (остающейся для продуцирования) и составляет:

Lp = L- 2Е.

Рабочую длину гона мобильный МТА проходит в режиме ра­бочего хода, т.е. с включенными в работу рабочими органами ма­шины.

Поворотные полосы предназначены для осуществления вспо­могательной технологической функции, а именно холостых пово­ротов МТА с выключенными рабочими органами машин. Шири­на поворотной полосы зависит от состава МТА, определяющего радиус поворота R и длину выезда агрегата /, ширины агрегата В и условий безопасного поворота МТА. В практических расчетах ра­диус поворота принимается: для прицепных агрегатов с зубовы­ми боронами со сцепкой — равным ширине агрегата; с культиваторами, сеялками — от 0,7...0,8 ширины МТА, в зависимости от числа (от одной до пяти) машин в его составе. Для МТА с навес­ными рабочими машинами (орудиями) наименьший радиус по­ворота может быть принят равным конструктивному радиусу по­ворота трактора. При определении длины выезда агрегата /, состо­ящего из колесного трактора и навешанных сзади рабочих ма­шин, а также агрегатов с большим радиусом поворота принима­ют е~ 0,1 /к. Для агрегатов с прицепными машинами е~ 0,5...0,75/к.

В условиях лесохозяйственного производства (лесовосстанов-ление, лесовыращивание и др.) поворотные полосы длительное время (10... 15 лет) практически остаются малопродуцирующи-ми. В связи с растянутостью по времени проводимых технологи­ческих операций, начиная с обработки почвы для производства лесных культур и заканчивая проведением осветлений по форми­рованию нужного состава древостоя, поворотные полосы продол­жают выполнять свою основную функцию (холостых поворотов агрегатов).