Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 48

4.  Назовите формы представления технологических комплексов ма­шин и их краткое содержание.

5. Какова последовательность графического описания технологического процесса (на примере производства лесных культур)?

6.  Чем отличаются стационарные, полустационарные и подвижные машины и в чем их преимущества?

7. Что понимается под терминами «машинотракторный агрегат» и «аг­регатная машина»?

8.  Чем отличаются прицепные, полунавесные и навесные МТА?

9.  Каким преимуществом обладают МТА с навесными орудиями по сравнению с прицепными?

10.  Назовите основные особенности простых, комбинированных и j широкозахватных МТА.

11.  Какие принципы должны учитываться при комплектовании лесо-хозяйственных МТА?

12.  В какой последовательности осуществляется подбор машин при комплектовании МТА с обоснованием режима их работы?


ГЛАВА 14 ТЯГОВО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСЧЕТЫ

14.1. Агротехнические и тягово-сцепные показатели

Тракторов

14.1.1. Агротехнические показатели тракторов

Исторический опыт развития и применения машинной тех­ники показывает, что высокопроизводительное использование средств механизации достигается в результате познания законо­мерностей взаимодействия в системе машина—среда и целенап­равленного воздействия на факторы, определяющие максималь­но полезное использование мощности тракторов при минималь­ном удельном расходе топлива и снижении энергоемкости рабо­чих машин, что создает условия для повышения их производи­тельности при высоком качестве работ.

Объективно существующие познанные закономерности, обоб­щенные для практического использования в виде тягово-эксплуатационных расчетов, являются теоретической основой организа­ции эффективной эксплуатации машинной техники.

Тракторы являются основой тяговой энергетики в лесном хо­зяйстве. Эффективная работа МТА во многом определяется их аг­ротехническими, энергетическими, тягово-сцепными и другими возможностями.

Агротехнические показатели позволяют установить приспособ­ленность трактора к условиям выполнения производственных про­цессов и технологических операций. К наиболее существенным агротехническим показателям относятся проходимость, маневрен­ность, управляемость трактора и др.

Проходимость — это показатель возможности работы (прохож­дения) трактора при выполнении технологической операции на участках, имеющих определенные ограничения в виде препятствий (разная степень несущей способности почвогрунта, склоны, пни, деревья), а также технологические ограничения (величина меж­дурядий, технологических коридоров, полос и др.). Проходимость характеризуется габаритными размерами, типом ходового аппа­рата, величиной удельного давления на почву, дорожного и агро­технического просвета.

Удельное давление — это величина эксплуатационной массы трактора, приходящаяся на единицу площади опорной поверхности гусениц, колес. Среднее удельное давление большинства гусеничных тракторов общего назначения составляет 4...5 Н/см2, болотоходных 2,3...2,7 Н/см2, а большинства колесных (баллон­ных) — 8... 14 Н/см2. Удельное давление по длине опорной поверх­ности гусеничного трактора распределяется неравномерно и за­висит от координаты центра тяжести, величины тягового усилия и вертикальной догрузки в виде установленного оборудования рабочей машины (орудия), трелюемой древесины. Поэтому для выполнения работы проходимость в действительности определя­ется не средним, а максимальным удельным давлением, которое может увеличиваться у гусеничных тракторов в 2,1 — 3,75 раза. Для снижения концентрации удельных давлений центр тяжести трак­тора обычно смещают так, чтобы на наиболее вероятном режиме загрузки центр давления приближался к середине опорной повер­хности.

У колесных тракторов удельное давление шины на почву зави­сит от внутреннего давления воздуха, размеров шины и ее соб­ственной жесткости. На рыхлых почвах отношение максимально­го удельного давления к среднему находится в диапазоне 1,7... 2,2. В таких случаях допускается непродолжительное время работать при снижении внутреннего давления в шинах ведущих колес (0,08...0,14 МПа). Однако длительная работа с пониженным дав­лением снижает долговечность шин, особенно при снижении дав­ления ниже допустимого.