где Ркр — тяговое усилие на данной передаче, взятое из технической характеристики трактора, Н; y, — коэффициент сопротивления качению трактора в данных (новых) условиях; yСт — коэффициент сопротивления качению на стерне.
14.2. Энергоемкость мобильных лесохозяйственных МТА и методы ее определения
Почвообрабатывающие и другие рабочие машины являются основной частью мобильного МТА, непосредственно выполняют полезную работу с определенными энергозатратами трактора. Энергоемкость почвообрабатывающей машины (орудия) принято представлять ее тяговым сопротивлением.
Тяговое сопротивление рабочих машин — это суммарная сила сопротивления, которая возникает при перемещении машин в процессе работы по участку (полю) под воздействием тягового усилия трактора.
Общее тяговое сопротивление машины состоит из сил сопротивления перемещению машины в рабочем состоянии по полю и сил взаимодействия рабочих органов с обрабатываемой средой.
Для определения тягового сопротивления рабочих машин применяются методы: тяговых испытаний с использованием измерительных приборов; расчета тяговых сопротивлений рабочих машин (расчетно-аналитический); графоаналитический.
Тяговые сопротивления рабочих машин определяются при помощи специальных измерительных приборов (динамометров, динамографов), тензометрических и других установок в полевых условиях.
Данные экспериментальных исследований и испытаний машин позволяют выявить не только их фактические значения по маркам машин, но и общие закономерности, влияние различных факторов на энергоемкость, а также позволяют создать основу для разработки и более широкого применения в практической деятельности расчетно-аналитического и графоаналитического методов определения тяговых сопротивлений.
Сопротивление почвообрабатывающих и других машин зависит от множества факторов, которые условно можно подразделить на три группы: природные, конструктивные и эксплуатационные.
Природные {почвенно-климатические, лесорастительныё) факторы характеризуются физико-механическими свойствами почвы (механическим составом, влажностью, плотностью и др.), рельефом поля, метеорологическими условиями. Так, изменение механического состава почвы от глинистых до супесчаных сопровождается снижением удельного сопротивления при вспашке в 1,5 раза и более. Удельное сопротивление оструктуренных суглинистых почв нормальной влажности примерно на 25 % меньше по сравнению с бесструктурными.
Большое влияние на тяговое сопротивление почвообрабатывающих орудий оказывает наиболее изменяющийся фактор — влажность почвы. Наименьшее удельное сопротивление при вспашке соответствует 18...24% влажности почвы или примерно 0,6...0,7 полнойее влагоемкости. С уменьшением и увеличением влажности от этого оптимального значения на каждый 1 % сопротивление увеличивается соответственно на 1,0... 1,5 %. Оптимальная влажность характеризует состояние физической спелости почвы.
Лесорастительныё факторы характеризуются категориями лесных площадей с различной насыщенностью почвенного слоя корнями травянистых растений, кустарников и деревьев различных пород и их пней различной степени разложения. Все это приводит к дополнительному увеличению тягового сопротивления машин.
Основные конструктивные факторы характеризуются геометрическими формами и размерами рабочих органов, опорных и опорно-приводных колес, ограничителей глубины; массой и габаритными размерами машины, системой соединения с трактором; применяемыми материалами для изготовления машин; использованием эффекта вибрации рабочих органов и др. Например, удельное сопротивление зависит от типа отвала корпуса плуга (наибольшее удельное сопротивление имеют винтовые отвалы), типа сошников сеялок и лесопосадочных машин, типа рабочих органов культиваторов, формы обода колеса (наименьшее удельное сопротивление на дренированных почвах у колес с выпуклой формой обода) и т.д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.