Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 45

В зависимости от вида выполняемой работы (технологической операции) МТА подразделяются на пахотные, посевные, лесо­посадочные и др.

При составлении МТА машину (машины) в зависимости от ее конструкции и условий работы соединяют с трактором в основ­ном одним из способов, указанных на рис. 13.3 и 13.4.

По принципу соединения рабочей машины с трактором раз­личают следующие типы МТА: прицепные, навесные и полуна­весные. В прицепных МТА рабочая машина имеет свою ходовую часть, на которую передается вся масса машины, и она соедине­на с трактором в одной точке (см. рис. 13.4, а).

В навесном МТА вся масса машины передается на ходовую часть трактора и имеет в основном трехточечное соединение с ним (см. рис. 13.4, б).

В полунавесных МТА масса рабочей машины рассредоточивает­ся, и значительная ее часть приходится на колеса машины, а пере­дняя часть — на ходовую систему трактора (см. рис. 13.3, в). В навес­ных и полунавесных агрегатах рабочие машины соединяются с трактором специальными навесками в трех или двух точках.

      

Рис. 13.3. Основные схемы расположения рабочих машин в агрегатах по принципу соединения с трактором:

а — прицепная задняя; б— полунавесная задняя; в — навесная с присоединени­ем двух секций спереди и сзади; г — задней навески; д — фронтальной навески;

е — межосевой навески

Машинно-тракторные агрегаты с навесными орудиями (маши­нами), по сравнению с прицепными, имеют преимущества:

• меньшую массу орудия и более простую конструкцию, кото­рую легче обслуживать;

•  меньшее тяговое сопротивление (до 10 %) при выполнении работы;

•  лучшие сцепные свойства трактора благодаря увеличению массы, приходящейся на ходовую часть;

• меньшие затраты времени и топлива за счет уменьшения дли­ны холостых ходов на повторных полосах на концах гонов;

•  более легкое управление орудиями в процессе выполнения работы, повышенную маневренность и возможность применения на небольших площадях.

По типу привода рабочих органов машины мобильные МТА подразделяются на тяговые и тягово-приводные с использовани­ем ВОМ трактора.

По числу технологических операций, выполняемых за один ра­бочий ход, МТА подразделяются на простые и комбинированные.

Простые МТА состоят из трактора и одной или нескольких орудий, выполняющих однотипную операцию, например посад­ку сеянцев (см. рис. 13.4, а).

Комбинированные МТА имеют в своем составе рабочие машины двух и более назначений для совмещенного выполнения за один рабочий ход трактора нескольких технологических операций, на­пример пахоты и боронования.

Комбинированные МТА находят в лесном хозяйстве все боль­шее распространение, так как они при возможности совмещения агролесотехнических сроков позволяют одновременно выполнять несколько операций, сокращают потребность тракторов и сроки выполнения работ, уменьшают затраты труда и дают экономию топлива, снижают отрицательное воздействие на окружающую среду.

                           

     

             

Рис. 13.4. Основные схемы расположения рабочих машин в простых агре­гатах (а — прицепной; б— навесной асимметричный; в — гидрофицированный полунавесной) и широкозахватных (г — с прицепной сцепкой; д — с полунавесной сцепкой; е — с навесным брусом-сцепкой)

Кроме того, для выполнения технологических процессов, осо­бенно при защитном лесоразведении, находят применение широкозахватные, гидрофицированные и другие МТА.

В широкозахватных МТА, если позволяют условия их применения, несколько рабочих машин (орудий) соединяются с трактором при помощи сцепок (прицепных, полунавесных, навесных) целью наиболее полного использования тягового усилия трак-pa, сокращения сроков работ, уменьшения потребности трак­торов для выполнения данного объема работ.

Гидрофицированные МТА имеют рабочие машины (орудия), на которых установлены гидравлические цилиндры для управления рабочими органами машины из кабины трактора.