Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 74

Контрольная линия прокладывается в виде борозды или визира перпендикулярно направлению рабочих ходов МТА при гоновых способах движения для обозначения (разграничения) поворотной полосы Еот обрабатываемого участка. На рабочем участке обычно обозначаются контрольными линиями две поворотные полосы — в начале и конце рабочих ходов МТА. В конце рабочего хода Ьр при выезде трактора на поворотную полосу Е, продолжающего прямолинейное движение, перевод рабочих органов в нерабочее положение производится, когда рабочие органы машины после­днего ряда достигнут контрольной линии, а поворот МТА начи­нается с момента выхода рабочих органов из почвы в нерабочее положение. По окончании поворота перед началом очередного рабочего хода рабочие органы переводятся в рабочее положение до подхода их первого ряда к контрольной линии, т.е. перевод рабочих органов машины в нерабочее положение и возвращение в рабочее положение осуществляются в зоне поворотной полосы Е.

Загоном называется часть рабочего участка. Длина загона равна общей длине участка. Деление рабочего участка на загоны произ­водится по ширине участка с целью улучшения организации вы­полнения работ и сокращения общей длины холостых ходов МТА на поворотных полосах.

Подготовка участка к выполнению технологических операций системой машин предусматривает решение ряда вопросов в сле­дующей последовательности.

1. Уточнение конфигурации и размеров участка с составлением абриса. Для работы МТА более удобной формой участка и загонов является прямоугольная. Определяются условия работы: рельеф и состояние поверхности участка, тип и удельное сопротивление почвы и др.

2.  Обоснование направления движения МТА (рабочих ходов) на участке. Если это не регламентировано агролесотехническими требованиями (работа на склоне, обязательное направление ря­дов культур по отношению к сторонам света (С—Ю) и т.д.), то направление движения принимается по длинной стороне гона.

Необходимо учитывать, что при коротких гонах увеличивают­ся холостые пробеги из-за лишних поворотов, а при очень длин­ных гонах (более 1000 м) усложняется обслуживание МТА при посадке, посеве леса.

3. Оптимизация способа движения МТА на участке (см. рис. 15.2) с учетом соблюдения агролесотехнических требований и техни­ческих возможностей машин.

4. Обоснование вида поворотов при выполнении работы на уча­стке (см. рис. 15.3), учитывая условия их выполнения, техниче­ские возможности, цикличность движения МТА и др.

5.  Определение величины (ширины) поворотных полос Е для выполнения соответствующих видов поворота МТА по формулам, приведенным в табл. 15.1. Ширина поворотной полосы должна быть

Таблица 15.1

Влияние вида поворота на ширину поворотной полосы и длину холостого хода МТА

Виды поворота

Ширина поворотной полосы Е

Длина холостого хода Lx x одного

поворота агрегата

Беспетлевые:

круговой

1,1/? + 0,55 + /

(3,2...4,0)/?+2/

с прямым участком

1,1/?+0,55 + /

(1,4... 2,0)/? + Х+21

угловой

l,\R + 0,5B+l

(1,6... 1,8)/?+2/

Петлевые:

грушевидный

2,8/?+ 0,55+/

(6,6. ..8,0)/? +2/

односторонний

2,6/?+ 0,55+/

(6,0... 7,5)/?+2/

закрытая петля

2,0/? + 0,55+/

(5,0... 6,5)/?+2/

Только с навесными

орудиями:

с открытой петлей

1,1/?+0,55 + /

(4,1. ..5,0)/? +2/

с закрытой петлей

1,1/? + 0,55+/

(5,0...5,5)/?+2/

угловая петля

1,2/?+ 0,5^ + /

(2,5...3,5)/?+ 2/

игольчатый

1,2/?+ 0,5^ + /

(2,8...4,0)/?+2/

Примечания: R — радиус поворота агрегата, м; В — ширина агрегата, м;; / — длина выезда (въезда) агрегата, м; X — длина прямого хода на поворотной полосе, м; /^ — длина трактора, м.