Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 71

Эффективное использование машинной техники зависит не только от умелого выбора машин и комплектования МТА с опти­мизацией режима их работы, но и от того, насколько правильно организовано выполнение каждой операции, включая подготовку рабочих участков для работы, а также от обоснования ресурсосбе­регающего способа движения агрегатов и др.

Машинно-тракторные агрегаты в процессе работы перемеща­ются по рабочему участку (полю, вырубке и другим категориям площадей), проходя за смену расстояния в десятки километров. При этом пройденный МТА путь состоит из рабочих и холостых (на поворотах) ходов с выключенными рабочими органами. Не­обходимо стремиться к тому, чтобы холостой путь МТА и другие потери времени смены были как можно меньше. Это позволит сэкономить топливо и повысить производительность.

Способ движения МТА — это закономерная последовательность его перемещения по полю в процессе работы с циклично повто­ряющимися элементами: формой траектории с рабочими и холо­стыми ходами, видами и радиусами поворотов и др.

Кинематика МТА изучает способы движения мобильных агре­гатов с рабочими и холостыми ходами при выполнении техноло­гических операций на участках работ.

Кинематика (от гр. kinematos — движение) — раздел механики, изучающий геометрические свойства движения тел, условно при­нимаемых за точку, без учета их массы.

При обосновании способов движения МТА, а также элементов подготовки участков к работе (ширины поворотных полос, заго­нов и др.) учитываются следующие показатели кинематической характеристики МТА: кинематический центр, кинематическая длина, длина выезда агрегата, радиус и центр поворота, ширина агрегата и др.

Значения этих показателей зависят от конструктивных особен­ностей трактора, рабочих машин, сцепки, состава и особенно­стей комплектования агрегата.

Кинематическим центром агрегата называется условная геомет­рическая точка Ц (рис. 15.1), траектория которой на плоскости движения (поверхности участка) имитирует траекторию движе­ния МТА на поворотах и при выполнении рабочих ходов. Точка Ц для МТА с колесными тракторами с жесткой рамой определяется как проекция средины задней ведущей оси на плоскость движе­ния. Для МТА с тракторами, имеющими шарнирно-сочлененную раму, за кинематический центр принимается проекция на пло­скость движения центра шарнира рамы. У МТА с гусеничными тракторами проекция точки Ц на плоскость движения соответ­ствует точке пересечения диагоналей, проведенных через наруж­ные края гусениц.

Кинематической длиной агрегата /к называется проекция рас­стояния от кинематического центра агрегата Ц до точки пересе­чения линии, перпендикулярной продольной оси трактора и про­ходящей через наиболее удаленные по ходу МТА окончания ра-

Рис. 15.1. Основные элементы кинематической характеристики мобиль­ного агрегата рабочего участка:

Ц — кинематический центр агрегата; О — центр поворота; R — радиус поворота; /к — кинематическая длина агрегата; е — дополнительный путь для вывода рабо­чих органов при выезде в режим холостого хода и для их ввода при въезде в режим рабочего хода; / — длина выезда агрегата; В — ширина агрегата; К — контрольная линия; Е — ширина поворотной полосы

бочих органов машин при прямолинейном движении. Кинемати­ческая длина агрегата состоит из кинематических длин трактора, сцепки и рабочих машин.

Длиной выезда агрегата I называется расстояние, на которое перемещается центр агрегата Ц от контрольной линии (границы обрабатываемого участка) перед началом и в конце поворота по ходу МТА. Длина выезда агрегата, как правило, превышает кине­матическую длину агрегата, так как необходимо дополнительное расстояние (путь) для вывода или ввода рабочих органов машины в режим холостого или рабочего хода:

l > lк   или   l = е + lк,

где е — дополнительный путь для вывода рабочих органов при выезде в режим холостого хода и для их ввода при въезде в режим рабочего хода.