Система машин в лесном хозяйстве: Учебное пособие. Главы 8-15, страница 55

Эксплуатационные факторы — это прежде всего правильность подготовки к работе, регулировки; качество смазывания соответ­ствующих узлов; степень изношенности рабочих органов машин и ее механизмов; использование оптимальных условий и рабочей скорости и др. Даже неправильное соединение плуга с трактором приводит к увеличению тягового сопротивления. Коэффициент со­противления качению колес на пневматических шинах также из­меняется в диапазоне 0,07 ...0,24 в зависимости от давления в них и состояния почвы. Плохое состояние колес (биение, деформа­ция металлического обода и др.) увеличивает сопротивление на 3...8 %. Коррозийное состояния лемешно-отвальной поверхности может увеличить сопротивление на 15...20 %.

При подготовке почвообрабатывающих орудий к работе не­обоснованное увеличение глубины обработки почвы приводит к повышению сопротивления и нередко к снижению качества ра­бот. Увеличение скорости движения свыше 5 км/ч на каждый км/ч сопровождается повышением сопротивления плугов на 2...8%, лущильников и борон — на 2...4%, сеялок — на 1,0...3,0%.

Многие из рассмотренных факторов могут быть взаимосвяза­ны, и одновременное их изменение в худшую сторону вызывает значительное увеличение тягового сопротивления машин, увели­чение расхода топлива, снижение производительности.

В процессе выполнения работы в полевых условиях измеритель­ными приборами фиксируется неравномерность тягового сопро­тивления почвообрабатывающих машин и орудий. Волнообразные колебания сопротивления вызываются неоднородностью фона объекта работ (почвенного слоя, состояния поверхности) и дей­ствиями переменных факторов, сопровождающих процесс обра­ботки (деформации) почвы (уплотнение, резание, крошение, скалывание и т.п.), которые изменяются как в пространстве, так и во времени (рис. 14.2).

В справочной литературе обычно приводятся средние значения удельного или общего тягового сопротивления машин. В действи­тельности диапазон колебания сопротивления для разных усло­вий и видов работ различен. Показателями неравномерности (из­менчивости) сопротивления рабочих машин являются: степень не­равномерности сопротивления; среднеквадратическое отклонение;

коэффициент изменчивости (ва­риации); плотность распределе­ния (встречаемости) сопротив­ления.

Степень неравномерности со­противления  d определяется по формуле

Рис. 14.2. График изменения тяго­вого сопротивления почвообраба­тывающих машин

где Rmax — максимальное сопро­тивление, Н; Rmin — минималь­ное сопротивление, Н; Ro средневзвешенное сопротивле­ние, Н.

Среднеквадратическое откло­нение (стандарт) sR определяет­ся методами математической статистики.

Коэффициент изменчивости (вариации) сопротивления CR оп­ределяется по формуле

Плотность распределения сопротивления, или частота встречае­мости сопротивлений, близких к среднему, свидетельствует об относительной однородности фона объекта, о высоком уровне окультуренности почвы полей.

Примерные значения степени неравномерности и коэффици­ента изменчивости сопротивления для некоторых видов работ при скорости движения МТА 5...7 км/ч на площадях сельскохозяй­ственного назначения приведены в табл. 14.4.

Степень неравномерности тягового сопротивления машин при работе в лесных условиях значительно больше. Например, для плуга ПКЛ-70 на вырубках 5Л составляет 2,0 и более.

Таблица 14.4

Значения степени неравномерности 5„ и коэффициента изменчивости CR сопротивления

Вид работ

CR

Вспашка по стерне сухих легких почв или средних нормальной влажности

Вспашка по стерне сухих тяжелых почв

Культивация лапчатым культиватором

Посев дисковой сеялкой

0,50... 0,60

0,70...1,20

0,30-0,80

0,20...0,60

0,08.-0,10

0,14.-0,22

0,06.-0,12

0,04...0,10

Числовые значения Ro, 5R, aR, CR используются при обоснова­нии допустимой степени нагрузки двигателя, рационального ис­пользования тягового усилия трактора, резервируя мощность для преодоления временных перегрузок.