В рассматриваемом задании для принятия решений в условиях неопределенности можно в первом приближении принять, что объем продаж и прочие ключевые переменные останутся стабильными в течение как минимум двух лет: года, на который ведется планирование, и следующего за ним, относительно которого аналитики не располагают надежной информацией. Оценивая эффект инноваций по денежным потокам, можно определить, что отдельные мероприятия не окупятся в течение первого года, но уже на второй год (после освоения новых производственных процессов) нововведения будут генерировать достаточные положительные денежные потоки.
В нашем случае инновации относительно независимы друг от друга, поэтому в итоговый набор следует включить все те нововведения, которые окупятся в рамках двух-трех лет (общепринятый горизонт планирования в условиях высокой неопределенности). Если бы мероприятия по снижению себестоимости были взаимно зависимы, их оптимальный набор подбирался бы с использованием методов формирования портфеля реальных инвестиций, по максимуму результирующего денежного потока.
При оценке эффекта инноваций следует рассчитывать не сами денежные потоки от текущей деятельности, а их изменения. Поэтому часть информации табл. 6.10 (из раздела «Справочно») никак не будет впитываться в решении. При расчетах нужно учесть влияние налога в прибыль, в том числе из-за изменения сумм амортизационных отчислений по вновь вводимому и переведенному на консервацию оборудованию.
6.6.
Коммерческая организация – ЗАО «Н-ское пиво» – планирует вывод на рынок нескольких новых сортов пива, отличающихся по вкусовым качествам. По данным исследований рынка специалисты отдела маркетинга разбили рынок по ценовому признаку на два базовых сегмента (с розничными ценами до 45 и свыше 45 руб./л) и определили основные конкурирующие продукты (табл. 6.11). Вся продукция организации до сих пор попадала в нижний ценовой сегмент; в стратегических планах организации – выход на верхний сегмент рынка с новыми сортами за счет улучшенных ценовых качеств и активной рекламной кампании.
Специалисты отдела маркетинга и привлеченные консультанты прогнозируют, что вывод на рынок новых продуктов будет способствовать сокращению спроса на существующие ассортиментные позиции; кроме того, объемы будущих продаж известны с высокой неопределенностью, поскольку несколько конкурентов «Н-ского пива», вероятно, планируют реализовать аналогичные маркетинговые стратегии.
Для нижнего сегмента сортов «Н-ского пива» по отношению к верхнему с учетом известности торговой марки коэффициент перекрестной эластичности по цене составляет 2,8; прогнозируется, что не менее 30% сегодняшних потребителей сортов нижнего сегмента переключатся на новые сорта в течение первого года. В таблице 6.11 эти допущения не учитываются. Прямые переменные затраты на производство и расходы на продажу 1 л пива примерно одинаковы для всех сортов (в 20X5 г. прогнозируется 14 руб./л), за исключением связанных с продвижением того или иного сорта расходов на рекламу и иные стимулирующие мероприятия (конкурсы и т.п.). Для продвижения новых сортов ЗАО «Н-ское пиво» планирует провести, в дополнение к существующей, расширенную рекламную кампанию стоимостью в 3200 тыс. руб.; такие же расходы, вероятно, придется нести каждый последующий год из-за давления конкурентов. Текущие расходы на поддержание сортов нижнего сегмента будут снижены с 1800 до 1500 тыс. руб. Цены продажи определяются в зависимости от средних цен конкурентов и могут считаться внешними независимыми переменными. Вариации цен допустимы в интервалах ±5 – 10%.
Таблица 6.11
Прогноз спроса на существующие и новые сорта «Н-ского пива» в 20X5 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.