Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия

Страницы работы

Содержание работы

Управление предприятием

Лектор: Кузнецова Светлана Анатольевна

Глава  1. Введение в менеджмент

Управление. Менеджмент.

              Обычно выделяется техническое, государственное и хозяйственное управление.

              Те элементы, на которые направлена деятельность управления, называются объектом управления. Тот, кто направляет управленческую деятельность, называется субъектом управления (физическое или юридическое лицо). Управленческая деятельность, считается специфической формой труда, которая характеризуется предметом, средством и результатом труда. Предметом и результатом труда является информация. Средством являются управленческие решения, которые и есть суть управленческой деятельности. Управленческие решения реализуются через управленческий труд.

Управленческие решения ­– осознанная, целенаправленная деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды.

 Формы управленческого труда

·  Аналитический труд (анализ проблем стоящих перед организацией и разработкой вариантов их решения)

·  Административный труд (выдача распоряжений, инструктаж, контроль за работой подчиненных)

·  Операторный труд (первичная обработка информации, документирование, проведение расчетов и т.д.)

Для обозначения хозяйственного управления укоренился термин менеджмент, который можно определить следующим образом:

–  руководство людьми в ходе хозяйственной деятельности фирмы, функционирующей в рыночной экономике;

–  процесс принятия управленческих решений;

–  совокупность научных знаний и практического опыта, помогающих осуществлять деятельность фирмы (по управлению фирмой);

–  социальный слой, который осуществляет работу по управлению предприятием;

–  учебная дисциплина;

–  руководство любым самостоятельным видом деятельности;

Профессиональный менеджмент – предполагает наличие в качестве субъекта управления специалиста, а объекта управления хоз деятельность фирмы в целом/сферы.

Менеджер – руководитель, занимающий постоянную должность в организации и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным вопросам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.

              Ограничения эф-ти менеджера:

  1. неумение управлять
  2. размытые личные цели
  3. неспособность постоянно учиться
  4. нет целеразвития
  5. недостаточность навыка решать проблемы
  6. неумение влиять на людей
  7. недостаточное понимание особ-ей управления трудом
  8. слабые навыки руководства
  9. недостаточность творческого подхода
  10. неумение обучать
  11. низкая трудоспособность

Эволюция управленческой мысли

              Выделяют четыре школы управленческой мысли:

Ø  Научное управление

Ø  Административное управление

Ø  Школа человеческих отношений и поведенческих наук

Ø  Количественный подход к управлению

Научное управление (1900-30 гг.)

              Начало века охарактеризовалось бурным развитием промышленного производства, большими предприятиями становилось сложнее управлять и т.п. Усложнение производства создавало предпосылки к возникновению новых методов управления. Проводились массовые эксперименты на промышленных предприятиях. Ф. Тейлор разделил производственные операции на элементы и наблюдал за их выполнением. Выявил нормативы выполнения. Задача руководителя  - определить точный порядок, механизм выполнения работы, момент ее окончания.

Основной представитель Ф. Тейлор.

Цель школы: повышение производительности труда.

Три аспекта Ф. Тейлора:

1.  Нормирование труда (документальная возможность разработки оптимального времени выполнения труда)

2.  Роль менеджмента (основная задача менеджера – определить для подчиненных точный порядок, инструменты и механизмы выполнения работы)

3.  Материальное стимулирование (система вознаграждения должна быть напрямую связана с нормами выработки)

Методы школы:

  1. Наблюдение
  2. Хронометраж

Последователи Тейлора – Лилиан и Фред Гилберты. Производительность труда возросла, а следовательно сократилось количество рабочих. Рабочие рассматривались как индивиды. Это была эпоха рационального индивида.

Административная (классическая) школа (1920-50 гг.)

             Основной представитель А. Файоль – «фокус интересов – эффективность организации в целом»

Цель школы: создание универсаль­ных принципов управления, приводя­щих организацию к успеху.

Виды деятельности по Файолю:

1.  Техническая деятельность с собственным производством

2.  Коммерческая деятельность (снабжение и сбыт)

3.  Финансовая деятельность (управление капиталом)

4.  Бухгалтерская деятельность (ведение баланса)

5.  Административная деятельность

А. Файоль рассматривал управление независимо от сферы приложения, как универсальный процесс, состоящий из серии взаимосвязанных функций:

§  Предсказание

§  Планирование

§  Организация

§  Координирование

§  Контроль

Главная задача менеджера – непрерывность реализации этих функций.

              Таким образом, произошла смена управленческой парадигмы. А. Файоль рассмотрел и сформулировал 14 принципов управления (разделение труда, единоначалие и пр.)

              Г. Форд также принадлежит этому направлению.

              Модель рациональной бюрократии М. Вебера стала логичным завершением течения. Она характеризовалась следующими свойствами:

–  глубокое разделение труда

–  четкая иерархия

–  система правил и формальных процедур, бюрократическая организация внутренних взаимоотношений определяется должностями, а не личностями

Школа человеческих отношений и поведенческих наук (1930  – … гг.)

              Основные представители Дуглас Мак Грегори и Элтон Мэйо – «Основной элемент – увеличение эффективности организации – человеческий фактор».

              Элтон Мэйо известен как автор Котторнских экспериментов на Western Electric, целью которых являлось изучение факторов влияющих на эффективность деятельности предприятия. Суть эксперимента состояла в следующем:

Было отобрано 6 человек. Затем провели ряд экспериментов:

1.  Повысили освещенность на рабочих местах, Þ возросла производительность

2.  Освещенность вернули, но производительность труда продолжала расти

3.  Дали большую свободу в регламенте, Þ возросла производительность

4.  Убрали нововведения, но производительность труда продолжала расти

Вывод: Оказалось, что люди отзывчивы на заботу руководителей. Был обнаружен эффект социальной группы. Организацию стали рассматривать как сложную социальную систему.

С середины 30-х годов начинали формироваться бихевиаристские концепции менеджмента, целью которых было развитие индивидуальных возможностей человека.

Дуглас  Мак Грегори разработал теорию X и Y организаций:

Предпосылки X организации:

1.  Человек имеет врожденную нелюбовь к работе

2.  Большинство людей работает только из под палки

3.  Средний человек имеет низкие амбиции, желает, чтобы им управляли, и избегает ответственности.

Похожие материалы

Информация о работе