Анализ целевой потребности необходим для определения характеристики бизнеса через совокупность реализуемых товаров (услуг) на которые может быть сориентирована коммерческая деятельность организации. Определив такую потребность можно установить основу бизнес-идеи существования фирмы. Логика провидения этого анализа представлена на рисунке 3[1].

Рисунок 1 – Логика структурного анализа потребностей
По характеру структурный анализ потребностей является глубоко эвристическим и слабо поддается формализации. Его эффективность и качество выводов непосредственно зависят от уровня теоретических знаний и практического опыта работы эксперта в конкретной предметной области[2].
В данной дипломной работе объектом планирования является деятельность магазина по продаже сантехники.
При определении потребителя сантехники приходится признать, что торговля сантехникой в широком смысле нацелена на удовлетворение существующих в обществе родовых потребностей, основанных на стремлениях как отдельных людей, так и организаций к улучшению качества жизни и условий труда. Это проявляется в попытках создать более комфортные и эстетические условия для жизни и трудовой деятельности. Данный факт позволяет однозначно определить круг потенциальных потребителей (рисунок 4).

Рисунок 2 –   Круг
потенциальных потребителей товаров магазинов
сантехники
Для установленного круга потребителей определим набор родовых потребностей:
1 Стремление к улучшению качества жизни.
2 Стремление к улучшению условий труда.
3 Стремление к улучшению обслуживания клиентов и, как следствие, к повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности. Набор этих родовых потребностей представлен на рисунке 5.
![]()  | 
 
Рисунок 3 – Родовые потребности покупателей сантехники
Торговля сантехникой может представлять собой продажу достаточно большого разнообразия соответствующих товаров. Однако можно выделить несколько групп товаров, заключающих в себе ядерную полезность, связанную с той или иной родовой потребностью. Такой полезностью может быть, например, торговля сантехоборудованием, соответствующим высоким стандартам качества, удобным в эксплуатации, имеющим эстетический вид и современный дизайн. Эта потребность будет работать как на удовлетворение родовых потребностей, так и получение прибыли.
На удовлетворение одной родовой потребности могут работать сразу несколько ядерных полезностей. С другой стороны, одна и та же ядерная полезность работает сразу на удовлетворение сразу нескольких родовых потребностей. Таким образом, чем более комплексным и унифицированным является товарный ассортимент, тем полнее удовлетворяются родовые потребности, тем выше потребительские ожидания и требования, предъявляемые к товарам.
В таблице 1 показана взаимосвязь некоторых ядерных полезностей сантехнических товаров и родовых потребностей, на удовлетворение которых они ориентированы.
Таблица 1 – Взаимосвязь родовых потребностей с ядерными полезностями сантехнических товаров
| 
   Родовая потребность  | 
  
   Ядерная полезность  | 
 
| 
   1. Стремление к улучшению качества жизни  | 
  
   1. Удовлетворение бытовых потребностей. 2. Удовлетворение имиджево-эстетических потребностей. 3. Снижение затрат на ремонт, обслуживание и эксплуатацию сантехники. 4. Удобство и простота монтажа.  | 
 
| 
   2. Стремление к улучшению условий труда  | 
  
   1. Удовлетворение бытовых потребностей. 2. Удовлетворение имиджево-эстетических потребностей. 3. Снижение затрат на ремонт, обслуживание и эксплуатацию сантехники.  | 
 
| 
   3. Стремление к повышению эффективности производственно-коммерческой деятельности  | 
  
   1. Удовлетворение потребностей в материалах и оборудовании для осуществления основной деятельности. 2. Низкие затраты на приобретение материалов и комплектующих. 3. Удобство и простота монтажа. 4. Доступ к потенциальным клиентам.  | 
 
Таким образом, можно выделить семь основных ядерных полезностей, на реализацию которых направлена торговля сантехникой. Эти полезности могут быть заключены в форму различных товаров, которые собирается реализовывать фирма. Наряду с ядерной полезностью товары могут включать набор дополнительных полезностей, способствующих ощущению потребителем более полного удовлетворения запросов.
Взаимосвязь ядерных полезностей и установленных типов товаров приведена в таблице 2.
Таблица 2 –  
Взаимосвязь ядерных полезностей и установленных типов
товаров
| 
   Ядерная полезность  | 
  
   Тип товара  | 
 
| 
   1. Удовлетворение бытовых потребностей  | 
  
   · Санитарно-технические изделия.  | 
 
| 
   2. Удовлетворение имиджево-эстетических потребностей  | 
  
   · Санитарно-технические изделия. · Сантехарматура. · Трубопроводная арматура.  | 
 
| 
   3. Удобство и простота монтажа  | 
  
   · Соединения трубопроводов. · Санитарно-технические изделия.  | 
 
| 
   4. Снижение затрат на ремонт, обслуживание и эксплуатацию  | 
  
   · Соединения трубопроводов. · Трубопроводная арматура.  | 
 
| 
   5. Удовлетворение потребностей в материалах и оборудовании для осуществления основной деятельности  | 
  
   · Трубопроводная арматура. · Соединения трубопроводов. · Сантехарматура.  | 
 
| 
   6. Низкие затраты на приобретение материалов и комплектующих  | 
  
   · Трубопроводная арматура. · Соединения трубопроводов. · Сантехарматура.  | 
 
| 
   7. Доступ к потенциальным клиентам  | 
  
   · Санитарно-технические изделия.  | 
 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.