Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 21

·  Информационные трудности (рассеянность, неупорядоченность, недостоверность информации)

·  Организационная структура компании (слабое развитие службы маркетинга)

·  Неподготовленность большинства управляющих

·  Менталитет большинства руководителей (старый директорский корпус нацелен на решение текущих проблем, нет перехода на новые тенденции).

Глава  7. Инновационной стратегия предприятия

Промышленные инновации

Существует мнение, что основным источником достижения устойчивого конкурентного преимущества является непрерывная инновационная деятельность. В последнее время укорачивается жизненный цикл продукции, а следовательно способность компании к обновлению своей продукции становится все более важным фактором.

Инновация – 1. процесс, включающий множество стадий и связей начиная с открытий и кончая появлением на рынке новых продуктов; 2. коммерциализация изобретений до уровня производства полезного продукта, процесса или блага.

Изобретение становится нововведением, если имеет успех на рынке. Конкурентное преимущество может быть основано на том, что производить что-то, что не может производить другой или производить лучше, чем другие. Различают продукт инноваций и процесс инноваций, но граница между ними не четка.

Выделяют три основных типа нововведений:

¨  Новые продукты

¨  Новые технологии

¨  Организационно-управленческие нововведения (новые методы работы, используемые для управления).

Степень новизны нововведений:

¨  Улучшающее нововведение (небольшие изменения и модификации продукта)

¨  Радикальные (базовые) нововведения. Принципиально новые продукты и технологии, в результате целенаправленных нововведений. Играют большую роль в притоке инвестиций в промышленность. Стимулируют инновационный процесс в связанных отраслях.

Фриман предложил называть группы взаимосвязанных, улучшающих, радикальных нововведений технологической революцией, в результате которой меняется вся система производства.

Инновационный процесс имеет волновой характер. За последние 250 лет волны крупных нововведений возникали более или менее регулярно с » 50 летним циклом. В первые несколько лет идет накопление технологического потенциала, затем – деформация нововведений и наконец – замедление процесса.

1790-1840 – первая волна , связанная с техническим переворотом в текстильной промышленности.

1840-1890 – железнодорожный транспорт и механизация производства.

1890-1940 – бурное развитие электроэнергетики и химии.

1940-19...  – электроника и вычислительная техника.

Циклы впервые были выделены Кондратьевым, который считал, что: «Быть новатором трудно, но необходимо». Основная трудность здесь заключается в том, что 38% идей становятся продуктами, имеющими успех на рынке. В среднем продолжительность жизни крупной компании вдвое меньше человеческой.

В мире 40% предприятий из списка «Форчун 500» в 80-х годах исчезли. 60% предприятий из списка «Форчун 500» в 70-х годах исчезли либо были поглощены.

Что же является залогом успеха нововведения? Удача или эффективное управление, основанное на критическом опыте, делают успех более вероятным.

Этапы, содержание работы и результат инновационного процесса:

·  Фундаментальные исследования. Теоретические исследования. Новые знания.

·  Прикладные исследования. Экспериментальные работы, направленные на определение способов воплощения теоретических результатов в технических системах. Концепция нового продукта.

·  Разработка. Исследование рынка, проектирование, опытно-конструкторские работы, изготовление опытного образца. Опытный образец нового изделия.

·  Подготовка производства. Подготовка производства к выпуску больших объемов продукции: технологическая подготовка производства, организационно-экономическая подготовка производства (переподготовка кадров), определение объема выпуска позволяет достигнуть заданные уровни рентабельности, отработка изделия на трудоемкость, энергоемкость и другие параметры. Пробная партия.

·  Рыночные испытания (тестирование рынка). Тестирование рынка с целью определения:

–  Степени удовлетворения потребителей

–  Допустимого уровня цен

–  Методов продвижения продукции

–  Методов проведения рекламной кампании.

·  Коммерческое производство. Успешное использование продукта потребителем. Прибыль производителя.

Инновационный процесс реализуется через деятельность фирм. Таким образом, роли крупных, средних и малых фирм в инновационном процессе существенно отличаются.

Зависимость инновационной активности от размера фирмы

Некоторые считали, что число внедренных нововведений соответствует размеру фирмы. Крупные фирмы имеют больше возможностей. Но оказалось, что » 50% инноваций приходится на долю малых инновационных фирм. Например, в США маленькие фирмы внедряют в 17 раз больше нововведений на 1$ затрат.

В крупных компаниях тенденция воспроизвести простоту малых фирм осуществляется с помощью создания венчур-центров – внутренних рисковых проектов.

Венчур-центр – относительно самостоятельная инновационная организация, создаваемая для воспроизводства в крупных компаниях многих атрибутов малых фирм. Целью создания венчур-центров является сосредоточение всей степени ответственности в руках одного человека, руководителя проекта, который может свободно распоряжаться всеми выделенными ресурсами со временем, когда бюджет проекта получил окончательное одобрение.

Преимущества енчур-центров:

·  С самых ранних этапов работы над проектом подключаются специалисты разного уровня (профиля) Þ существенно снизится число возвратов на доработку

·  Короткие линии коммуникаций, легкий обмен информацией.

Венчур-центры создаются в случае перспективных проектов. Если более дифференцированно рассмотреть число инноваций и выделить в отдельную категорию малых инновационных фирм и венчур-центров крупных компаний, то большая активность будет принадлежать им.

Инновационная активность и отраслевые различия

По характеру инновационной активности отрасли делятся на: