§ Инвестиционная (совместное использование заводов, оборудования, увеличенный доступ капитала)
§ Управления (распределение подходов менеджмента на другие филиалы)
Часто также выделяют 5 вид синергии: внутрифирменный трансферт информации (увеличенный доступ к информации).
Синергический эффект не достигается автоматически. Для того, чтобы его достигнуть нужно проводить специальные программы реорганизации.
Риск горизонтальной интеграции – синергетический эффект может быть не реализован, каким потенциально большим он ни был.
2) Вертикальная интеграция – это процесс включения в состав предприятия производств продуктов, входящих в производственную цепочку основного продукта на ступенях до или после него.
Рост через вертикальную интеграцию может быть достигнут с одной стороны присоединением функций, которые ранее выполнялись поставщиками, логистами, рекламщиками (обратная вертикальная интеграция) или дистрибьюторами, переработчиками (прямая вертикальная интеграция).
Основные мотивы вертикальной интеграции:
§ При обратной вертикальной интеграции – приобретение контроля над сырьем в целях его удешевления и гарантированного доступа, контроль над качеством, надежность поставок.
§ При прямой вертикальной интеграции – приобретение контроля над сбытом, что позволяет ему лучше узнать потребителей.
Вертикальный комплекс может быть единой корпорацией (многопрофильное предприятие) или концерном (производственное объединение, основанное на участии головной компании, участвующей в производственных связях).
Отличия единой корпорации от концерна – между головной компанией и филиалами концерна стоит обязательная государственная регламентация, то есть внутри такого объединения отношения регулируются государством. В корпорации отношения регулируются внутренними корпоративными правилами.
§ Риски вертикальной интеграции:
– Внутри объединения устраняются действия рыночных сил, снижение мотивации.
– Возрастает доля постоянных издержек, а следовательно увеличивается и производственный риск
– Риск синергического эффекта.
– Увеличение времени на разработку новых изделий.
3) Диверсификация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли. Существует связанная и несвязанная (конгломеративная ) диверсификации.
4) Связанная диверсификация – базируется на дополнительной возможности производства продуктов новых отраслей, которые заключены в основном бизнесе.
5) Несвязанная (конгломерация) диверсификация – фирма расширяет за счет производства технологически несвязанного с основной деятельностью продукта, которые продаются на новых рынках. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, но дает возможность маневрировать активами.
Мотивы диверсификации:
§ Желание более полно загрузить производство
§ Альтернативное использование сырья и материалов
§ Распределение рисков
§ Оптимизация налогообложения
§ Решение проблемы перенакопления капитала
§ Желание войти в высокоприбыльные отрасли
§ Амбиции руководителя
§ Желание достигнуть синергический эффект.
Синергия существует между филиальными компаниями, если прибыль на инвестированный капитал для каждого филиала будет больше, чем если бы он был независимой компанией.
§ Риски диверсификации:
– Распыление сил
– Проблема управления диверсифицированной компанией.
При несвязанной диверсификации все эти риски еще более увеличиваются. Многие специалисты предостерегают от несвязанной диверсификации, так как у диверсификации должно быть общее ядро, а при несвязанной диверсификации такое ядро часто отсутствует. Портер исследовал 2000 приобретений (1950), к 1986 – половина этих компаний были ликвидированы.
Подходы:
§ Стихийный: метод проб и ошибок, в центре внимания – актив, а дальше компания думает, что с этим делать.
§ Планомерный:
o Выбор желаемой сферы
o Анализ перспектив ее развития
o Поиск партнера по слиянию
o Оценка проекта
o Планирование сделки
Критерий оценки сфер деятельности:
- критерий привлекательности
- критерий затрат на вхождение
- критерий взаимной выгоды
Промышленный холдинг – компания сама не занимается производственной деятельностью, а только осуществляет через систему участия в капитале, контроль за деятельностью, входящих в него предприятий.
Финансово-промышленная группа – это группа взаимосвязанных по капиталу предприятий, включающая финансовые институты.
В основе внешнего развития лежит обязательно принцип объединения собственности, ресурсов и сфер деятельности.
Основополагающими являются два момента:
· Вступают ли партнеры в объединение собственности
· Между партнерами существуют только контрактные отношения.
Четыре основные формы внешнего объединения:
¨ Слияние – сделка между двумя или более корпорациями, в результате которого остается только одна, а капитал объединяется (слияние активов). Сделка носит дружеский характер между компаниями одинакового размера.
¨ Поглощение – покупка контрольного пакета акций корпорации и превращение ее в дочернюю компанию или подразделение покупателя. Может иметь как дружеский, так и враждебный характер.
¨ Совместное предприятие – общая деловая активность, осуществляемая двумя или более отдельными организациями, сохраняемыми свою автономию, в результате которой образуется независимый хозяйственный субъект с распределением ответственности, рисков и доходов. Имеется в виду – совместная собственность на средства производства и на конечный продукт.
¨ Стратегический альянс – создаваемая на временной основе группа независимых предприятий, объединивших свои ресурсы в целях использования благоприятной рыночной ситуации. Нет объединения собственности, это партнерство в какой-то сфере. Они создаются для:
– Уменьшение конкурентного риска
– Необходимость коллективизировать расходы и прочие уникальные возможности партнера
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.