Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 12

§  Инвестиционная (совместное использование заводов, оборудования, увеличенный доступ капитала)

§  Управления (распределение подходов менеджмента на другие филиалы)

Часто также выделяют 5 вид синергии: внутрифирменный трансферт информации (увеличенный доступ к информации).

Синергический эффект не достигается автоматически. Для того, чтобы его достигнуть нужно проводить специальные программы реорганизации.

Риск горизонтальной интеграции – синергетический эффект может быть не реализован, каким потенциально большим он ни был.

 2) Вертикальная интеграция – это процесс включения в состав предприятия производств продуктов, входящих в производственную цепочку основного продукта на ступенях до или после него.

Рост через вертикальную интеграцию может быть достигнут с одной стороны присоединением функций, которые ранее выполнялись поставщиками, логистами, рекламщиками (обратная вертикальная интеграция) или дистрибьюторами, переработчиками (прямая вертикальная интеграция).

Основные мотивы вертикальной интеграции:

§  При обратной вертикальной интеграции – приобретение контроля над сырьем в целях его удешевления и гарантированного доступа, контроль над качеством, надежность поставок.

§  При прямой вертикальной интеграции – приобретение контроля над сбытом, что позволяет ему лучше узнать потребителей.

Вертикальный комплекс может быть единой корпорацией  (многопрофильное предприятие) или концерном (производственное объединение, основанное на участии головной компании, участвующей в производственных связях).

Отличия единой корпорации от концерна – между головной компанией и филиалами концерна стоит обязательная государственная регламентация, то есть внутри такого объединения отношения регулируются государством. В корпорации отношения регулируются внутренними корпоративными правилами.

§  Риски вертикальной интеграции:

–  Внутри объединения устраняются действия рыночных сил, снижение мотивации.

–  Возрастает доля постоянных издержек, а следовательно увеличивается и производственный риск

–  Риск синергического эффекта.

–  Увеличение времени на разработку новых изделий.

3) Диверсификация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли. Существует связанная и несвязанная (конгломеративная ) диверсификации.

4) Связанная диверсификация – базируется на дополнительной возможности производства продуктов новых отраслей, которые заключены в основном бизнесе.

5) Несвязанная (конгломерация) диверсификация – фирма расширяет за счет производства технологически несвязанного с основной деятельностью продукта, которые продаются на новых рынках. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, но дает возможность маневрировать активами.

Мотивы диверсификации:

§  Желание более полно загрузить производство

§  Альтернативное использование сырья и материалов

§  Распределение рисков

§  Оптимизация налогообложения

§  Решение проблемы перенакопления капитала

§  Желание войти в высокоприбыльные отрасли

§  Амбиции руководителя

§  Желание достигнуть синергический эффект.

Синергия существует между филиальными компаниями, если прибыль на инвестированный капитал для каждого филиала будет больше, чем если бы он был независимой компанией.

§  Риски диверсификации:

–  Распыление сил

–  Проблема управления диверсифицированной компанией.

При несвязанной диверсификации все эти риски еще более увеличиваются. Многие специалисты предостерегают от несвязанной диверсификации, так как у диверсификации должно быть общее ядро, а при несвязанной диверсификации такое ядро часто отсутствует. Портер исследовал 2000 приобретений (1950), к 1986 – половина этих компаний были ликвидированы.

Подходы:

§  Стихийный:  метод проб и ошибок, в центре внимания – актив, а дальше компания думает, что с этим делать.

§  Планомерный:

o  Выбор желаемой сферы

o  Анализ перспектив ее развития

o  Поиск партнера по слиянию

o  Оценка проекта

o  Планирование сделки

Критерий оценки сфер деятельности:

- критерий привлекательности

- критерий затрат на вхождение

- критерий взаимной выгоды

Промышленный холдинг – компания сама не занимается производственной деятельностью, а только осуществляет через систему участия в капитале, контроль за деятельностью, входящих в него предприятий.

Финансово-промышленная группа – это группа взаимосвязанных по капиталу предприятий, включающая финансовые институты.

В основе внешнего развития лежит обязательно принцип объединения собственности, ресурсов и сфер деятельности.

Основополагающими являются два момента:

·  Вступают ли партнеры в объединение собственности

·  Между партнерами существуют только контрактные отношения.

Четыре основные формы внешнего объединения:

¨  Слияние – сделка между двумя или более корпорациями, в результате которого остается только одна, а капитал объединяется (слияние активов). Сделка носит дружеский характер между компаниями одинакового размера.

¨  Поглощение – покупка контрольного пакета акций корпорации и превращение ее в дочернюю компанию или подразделение покупателя. Может иметь как дружеский, так и враждебный характер.

¨  Совместное предприятие – общая деловая активность, осуществляемая двумя или более отдельными организациями, сохраняемыми свою автономию, в результате которой образуется независимый хозяйственный субъект с распределением ответственности, рисков и доходов. Имеется в виду – совместная собственность на средства производства и на конечный продукт.

¨  Стратегический альянс – создаваемая на временной основе группа независимых предприятий, объединивших свои ресурсы в целях использования благоприятной рыночной ситуации. Нет объединения собственности, это партнерство в какой-то сфере. Они создаются для:

–  Уменьшение конкурентного риска

–  Необходимость коллективизировать расходы и прочие уникальные возможности партнера