Вопросы, на которые необходимо обратить внимание при финансовом анализе:
¨ Оптимальное сочетание собственных и заемных средств (финансовый рычаг)
¨ Какова стоимость капитала компании по сравнению со среднеотраслевой его конкурентов
¨ Вопросы дивидендной политики.
Степень информационного обеспечения тоже очень важна. Внутреннее обследование сводится к анализу структуры, культуры и ресурсов. Организационная структура может быть как фактором силы, так и фактором слабости, следовательно необходимо анализировать соответствие организационной структуры текущей и предполагаемой стратегии предприятия. Здесь нужно ответить на вопросы:
· Состав и функции подразделений
· Распределение полномочий и ответственности
· Эффективность взаимодействия различных подразделений организации.
Культура организации – это набор ценностей и ожиданий, разделяемых ее членами и передаваемая от одного поколения к другому. Она определяет правила и нормы поведения.
Факторы, входящие в понятие корпоративной культуры:
§ Стиль работы с клиентами
§ Отношение к своим собственным сотрудникам
§ Отношения между сотрудниками.
Западные фирмы проводят финансовый анализ два раза в год. И для этого привлекают консультантов. На наших предприятиях прибегают к внешнему консультированию в крайних случаях.
При определении сильных и слабых сторон предприятия нужно иметь эталон/прототип.
Внешние факторы:
5. Возможности
§ Выход на новые рынки или сегменты
§ Ускорение роста рынка
§ Возможность перейти в другую стратегическую группу
§ Поддержка правительства
6. Угрозы
§ Новые конкуренты
§ Рост продаж замещающего продукта
§ Замедление роста рынка
§ Усиление конкуренции
§ Изменение вкусов покупателей
Внутренние факторы:
7. Силы
§ Финансовые ресурсы
§ Высокая квалификация персонала
§ Хорошая репутация у покупателей
§ Лидерство на рынке
§ Технологии
8. Слабости
§ Отсутствие стратегического развития
§ Устаревшее оборудование
§ Отставание в исследованиях и разработках
§ Слабое представление о рынке
§ Маркетинг
Рекомендуется провести комплексную оценку фирмы. В общем виде процесс принятия стратегических решений можно представить следующим образом:
§ Обследование внешней среды и выявление внешних стратегических факторов
§ Внутреннее обследование
§ Комплексный анализ ситуации, в которой находится компания или SWOT-анализ
§ Корректировка текущих целей предприятия (и возможно миссии)
§ Генерация и оценка стратегических альтернатив
§ Выбор лучшей стратегии
§ Реализация стратегии
Рассмотрим два наиболее популярных метода:
v Метод, основанный на результатах обобщенных стратегических факторах (SWOT-анализ)
v Метод портфельного анализа.
SWOT-анализ
SWOT-анализ – комплексное рассмотрение внутренней и внешней среды фирмы и нахождение соответствие между внешними и внутренними стратегическими факторами. Средство обобщения факторов – SWOT-матрица:
§ SO стратегии показывают, как нужно мобилизовать внутренние силы, чтобы использовать возможности внешнего окружения.
§ ST стратегии показывают, как использовать внутренние силы, чтобы избежать угроз.
§ WO стратегии показывают, как использовать возможности внешнего окружения при преодолении внутренних слабостей.
§ WT стратегии показывают, как минимизировать угрозы внешнего окружения и преодолеть слабости.
Портфель – совокупность единиц бизнеса (при дивизиональной структуре)
– продуктовый ассортимент (при функциональной организации компании)
Портфельный анализ – оценка составляющих корпоративного портфеля в терминах привлекательности рынков и конкурентоспособности компании на каждом из этих рынков.
Портфель должен быть сбалансирован – правильное соотношение подразделений испытывающих нехватку капитала для развития и хозяйственных подразделений, имеющих избыток в капитале.
Все методы портфельного анализа основаны на двумерных матрицах. По одной оси фиксируется внутренний фактор, а по другой – внешний (характеристика рынка) – общие для всех матриц.
Матрица рост/доля (BCG-матрица).
Данный метод концентрируется на позитивных и негативных денежных потоках, которые ассоциируются с различными бизнес единицами и продуктами. В качестве внутренней переменной выбирается относительная доля рынка (ОДР), а в качестве внешней – темп роста рынка (ТРР).
Предположение метода: высокая доля рынка рассматривается в данной модели как индикатор бизнеса, который генерирует высокие доходы, то есть позитивный денежный поток.
ОДР = Доля рынка бизнес единицы /Относительная доля рынка
На основании сделанного предположения можно сказать, что ОДР показывает ожидаемый денежный поток.
ТРР – оценивается на основании жизненного цикла отрасли и показывает необходимость входных финансовых потоков.
Новые продукты появляются в быстро растущих отраслях, и имеют статус проблемы – высокий темп роста рынка сталкивается с незначительной относительной долей рынка, то есть единица имеет высокий потенциал для достижения успеха, но центр должен оказывать поддержку для достижения успеха.
Звезды – рыночные лидеры на пике своего жизненного цикла, они сами приносят достаточно средств, чтобы поддержать высокую долю достаточно быстро растущего рынка. Результирующий денежный поток у них достаточно низок, так как все свои средства они вкладывают в свое развитие. Когда темпы роста рынка замедляются, звезды переходят в дойные коровы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.