Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 16

              Дойные коровы – лидеры на рынке с медленным темпом роста. Они требуют мало инвестиций и обеспечивают высокий позитивный денежный поток. Они обеспечивают финансирование новых проектов

              Собаки – бизнес единицы, которые имеют низкую долю рынка в непривлекательных отраслях. От таких бизнес единиц следует избавляться, у них денежные потоки либо =0, либо <0.

Типичный сбалансированный портфель содержит: 2-3 дойных коровы, 1-2 звезды, несколько проблем и, если неизбежно, несколько собак.

Достоинства анализа:

§  Стимулирует руководство отдельно оценивать каждый вид бизнеса, устанавливать для него цели и направлять ресурсы.

§  Поднимает проблему соответствия финансовых потоков в нужном направлении роста.

Ограничения:

§  Оценка позиции бизнес единицы только для двух параметров делает модель слишком упрощенной.

Экран бизнеса

              McKinsey & General Electric предложили оценивать бизнес на основе девяти клеточной матрицы, которую можно назвать экраном бизнеса:

             

Для примера рассмотрим процедуру оценки привлекательности рейтинга:

 


Оценка осуществляется по 5-ти бальной системе (5-привлекательная; 1-непривлекательная). В результате получаем суммарную взвешенную оценку или рейтинг фирмы.

Вес показывает важность данного критерия для фирмы.

Конкурентная позиция оценивается по следующим критериям:

§  Темп роста бизнес единицы

§  Характеристика продуктового ассортимента и качества

§  Исследовательский потенциал

§  Эффективность системы маркетинга

§  Издержки производства

Для каждой бизнес единицы оцениваются внешние и внутренние факторы. Далее, каждая бизнес единица позиционируется на матрицу, центр, которой определяется рейтингом (координаты) и изображается в виде круга с вырезанными кусочком. Диаметр круга пропорционален размеру рынка, а площадь вырезанного сектора показывает долю данной бизнес единицы на рынке.

Построение данной матрицы позволяет более углубленно изучить портфели и позволяет ответить на вопросы:

§  Какие бизнес единицы развивать?

§  Какие поддерживать?

§  Какие покидать?

Менеджеры должны ответить на вопрос: сулит ли будущее ухудшению или улучшению портфеля?

Модель PIMS (влияние рыночной стратегии на прибыль).

Существует огромная база данных, которая содержит информацию по 3000 фирм Северной Америки и Западной Европы по 100 стратегическим факторам. С помощью модели можно сравнивать данные, характеризующие предприятие с эмпирическим материалом модели и на основании этого прогнозировать ожидаемый доход от инвестиций.

Глава  4. Стратегия развития предприятия

Корпоративные стратегии

Корпоративные стратегии определяют общие направления роста предприятия. Они включают решения относительно типов бизнеса и отраслей, финансовых и ресурсных потоков между отделениями и отношения корпорации с заинтересованными группами во внешнем окружении.

Обычно выделяют три базовых стратегических ориентации:

Ø  Стратегия роста 

Ø  Стратегия стабилизации

Ø  Стратегии сокращения

1. Стратегия роста

Стратегии, направленные на рост – наиболее распространены. Стратеги роста является привлекательной по ряду обстоятельств:

·  Растущая фирма более легко компенсирует ошибки

·  В растущей фирме у работников больше возможностей для продвижения

·  Растущая фирма более привлекательна для инвесторов

Различают две базовые стратегии роста на корпоративном уровне:

·  Концентрация в отрасли основного бизнеса: является логичной стратегией для компаний в привлекательных отраслях. Она может осуществляться через вертикальную или горизонтальную интеграцию

·  Диверсификация в другие отрасли.

Диверсификация – распространение хозяйственной деятельности фирмы на новые отрасли. Существует связанная и несвязанная (конгломеративная ) диверсификации.

Связанная диверсификация – базируется на дополнительной возможности производства продуктов новых отраслей, которые заключены в основном бизнесе.

Несвязанная диверсификация – фирма расширяет за счет производства технологически несвязанного с основной деятельностью продукта, которые продаются на новых рынках. При несвязанной диверсификации могут отсутствовать общие рынки, но дает возможность маневрировать активами.

Мотивы диверсификации:

§  Рынки для существующего бизнеса находятся в стадии насыщения

§  Текущий бизнес дает поступление денег превышающее потребности

§  Стремление закрепиться в растущих отраслях или в отраслях с высокой нормой прибыли (очень важен фактор: раннее вхождение в отрасль)

§  Распределение риска

§  Антимонопольное регулирование

§  Личные амбиции руководства компании

§  Желание достигнуть синергический эффект.

Синергия существует между филиальными компаниями, если прибыль на инвестированный капитал для каждого филиала будет больше, чем если бы он был независимой компанией.

Игорь Ансафф выделил четыре вида синергии:

§  Маркетинга (общие каналы распределения, общее складское хозяйство, общая реклама, синергия маркетинга создает продукты связанные со сбытом)

§  Производственная (лучшее использование производственного оборудования, распределение накладных расходов, возможность оптовых закупок)

§  Инвестиционная (совместное использование заводов, оборудования, увеличенный доступ капитала)

§  Управления (распределение подходов менеджмента на другие филиалы)

Часто также выделяют 5 вид синергии: внутрифирменный трансферт информации (увеличенный доступ к информации).

Синергический эффект не достигается автоматически. Для того, чтобы его достигнуть нужно проводить специальные программы реорганизации.

Вертикальная интеграция – это процесс включения в состав предприятия производств продуктов, входящих в производственную цепочку основного продукта на ступенях до или после него.