Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 9

§  Позволяет оценивать изменение внешних условий

Направление анализа стратегических групп:

·  Цели

§  Доволен ли конкурент своим настоящим положением

§  Анализ возможных шагов (стратегий)

§  В чем уязвим конкурент и в чем его преимущества

§  Какие действия фирм могут вызвать наиболее негативную, сильную реакцию конкурентов

Источники информации о фирмах:

§  Периодическая печать

§  Информация, публикуемая самими фирмами

§  Информация, предоставляемая специальными организациями

§  Информация внутреннего пользования

Методы сбора информации

·  Работа со вторичной информацией

·  Изучение продукта конкурентов

·  Конкурентная разведка

4.  Исследование структуры отраслевых издержек содержит следующие этапы:

§  Соотношение полных и предельных издержек

§  Доля зарплаты в структуре издержек

§  Доля затрат на сырье и материалы

§  Доля затрат на НИОКР, разработку, рекламу

5.  Система сбыта (относится больше к маркетингу)

Опытная кривая – если фирма имеет опыт в производстве какой-то продукции, то при росте объема выпуска ее реальные затраты на единицу продукции изменяются предсказуемыми темпами.

 


Опытная кривая показывает как изменяются затраты при увеличении объема продаж.

6.  Определение ключевых факторов успеха в отрасли

Ключевые факторы успеха – управляемые переменные, определяющие конкурентное положение в отрасли, которые действительны для всех производителей на данном рынке:

§  Инженерный персонал

§  Низкая себестоимость

§  Эффективная реклама

В процессе стратегического анализа необходимо выявить эти факторы и попытаться ими овладеть.

Прогнозирование. Отраслевые тенденции.

              Прогнозирование – система допущений относительно будущего развития, которая может быть основана на:

§  Общем видении перспектив руководителем предприятия

§  Предположении о медленном изменении (будущее ~ насоящему)

§  Результате применения методов прогнозирования

Этапы стратегического планирования:

§  Обследование внешней среды

§  Установление существующих тенденций

§  Прогнозирование будущих тенденций

§  Формулировка предложений для стратегического планирования

Сценарий – неформальное описание будущего в терминах переменной внешней среды.

Движущие силы – события, которые могут изменить структуру конкуренции на данном рынке.

  • Изменение спроса
  • Технологические изменения
  • Выход на рынок крупных фирм
  • Удорожание факторов пр-ва
  • Изменение в законодательстве

Инструменты/методы прогнозирования:

§  Количественные методы (регрессионный анализ, трендовый анализ, имитационное моделирование, Количественные методы используются не автономно, а внедряются в технику сценария)

§  Качественные методы (технология написания сценария – неформальное описание будущего в терминах переменной среды)

Организация процесса написания сценария:

–  Оценка возможных изменений макросреды. Используя результаты анализа макросреды, попытаться выявить возможные изменения макросреды

–  Разработка системы допущений о возможных значениях каждого важного случайного фактора

–  Объединение допущений, касающихся различных стохастических факторов,  во внутренний сценарий

–  Описание ситуации в отрасли, которая будет иметь место в соответствии с каждым из возможных сценариев развития

–  Оценка вероятности каждого сценария

–  Прогнозирование поведения конкурентов при каждом сценарии развития.

При разработке сценариев, используются, в основном, два метода:

§  Метод Дельфи. Включает анонимную группу экспертов, которые индивидуально оценивают вероятность определенных событий в будущем. Это итеративный процесс, то есть после того как каждый дал свои оценки, все остальные знакомятся со всеми мнениями (особенно с крайними). После этого члены группы могут изменить свои оценки до тех пор, пока не произойдет сближение их позиций.

§  Метод мозговой атаки. Метод коллективного творчества, который состоит в высказывании каждым своих идей, которые тут же дополняются и развиваются другими участниками группы.

Внутреннее обследование и анализ.

Цель: выявление сильных и слабых сторон организации.

Управленческий анализ – процесс комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей предприятия, направленные на оценку текущего состояния бизнеса, его сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем.

Привлечение консультанта: + взгляд со стороны, наличие технологий; - высокая стоимость

Внутри компании: - время, субъективность

Порядок проведения внутреннего анализа:

§  Необходимо определить уровень проведения анализа (корпорация, отдельный бизнес, функциональное подразделение)

§  Внутренний анализ сводится в рамках функционального подхода к анализу структуры и ресурсов организации, при чем ресурсы рассматриваются в рамках принятого функционального деления: маркетинга, производства, финансов, управления персоналом и т.д.

Принципы проведения управленческого анализа

1.  системность

2.  комплексный анализ всех составляющих подсистем и элементов прелприятия

3.  динамичный принцип и принцип сравнительного анализа

4.  принцип учета специфики предприятия

Методы Исследования

·  кабинетные

·  опросы потребителей

·  собеседование с работниками

·  экспертная оценка

Аспекты управленческого анализа

1.  насколько эффективна действующая стратегия

2.  каковы ключевые компетенции компании

3.  определение сильных и слабых сторон

4.  являются ли цена и издержки компании конкурентоспособными

1) Насколько эффективна стратегия: показатели

·  изменение доли рынка (растут ли продажи быстрее/медленнее рынка)

·  динамика по сравнению с конкурентами

·  тенденции изменения чистой прибыли на инвестиции

·  динамика курса акций

·  изменение финансового состояния