Мотивация и лидерство
Мотивация – процесс создания системы условий, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, побуждение проявлять настойчивость, добросовестность.
- Теория содержания мотивов – анализ фактов, которые лежат в основе мотивов
- Теория процессов мотивов – как направляется поведение человека
Потребность – осознанное отсутствие чего-л, вызывающее побуждение к действию.
Потребности: Духовные àпрестижныеàсоциальныеàсуществованияàфизиологические
Мотивирующие факторы связаны с содержанием работы. Задача менеджера – прежде всего устранить неудовлетворенность, а затем включить мотивацию.
Теория ожиданий. Поведение личности определяется ожиданиями, связанными с
o Затраченные усилия – результат
o Достигнутые результаты – вознаграждение
o Валентность – ценность вознаграждения
Мотивция = (З-Р)*(Р-В)*валентность
Теория справедливости Адамса. На мотивацию человека в значительной степени влияет оценка его деятельности и результатов. Человек соотносит свое вознаграждение и вознаграждение, которое получают другие за соот-ую работу.
Если возникает дисбаланс то это негатив.
Власть - реальная способность влиять на ситуацию.
Источники власти:
Лидерство – способность влиять на отдельные личности или группы, направляя их на достижение определенной цели.
Формальные организации – структура, создающаяся по воле руководства.
Неформальные – реакция на неудовлетворение потребностей
Стратегическое управление – управление устойчивым развитием предприятием в долговременной перспективе.
Отечественные этапы развития стратегического управления на предприятиях:
1. До 1988 года – административный этап разработки стратегий по управлению предприятиями. Инициатором разработки стратегии развития предприятия является региональное руководство. (Пример: разработкой стратегии Павлодарского Тракторного завода занимался Аганбегян)
2. 1988-1991 года – предприятиям предоставлена условная экономическая самостоятельность Þ оживление стратегических работ (разрабатываются целевые программы и программы комплексного развития предприятий). Целевые программы в целом включали научные и социальные программы, а комплексные программы содержали в себе целевые программы.
Основные характеристики:
§ Принцип – программно-целевой подход к управлению предприятием. Целевые программы в целом включали научные и социальные программы, а комплексные программы содержали в себе целевые программы.
§ Внутренняя направленность (направленность программ на совершенствование текущей деятельности)
Недостаток: Что и кому совершенствовать все равно определяли «на верху».
3. 1992-1994 гг.: предприятия заняты приватизацией, проблемами выживания. Период адаптации к новым экономическим условиям.
4. С 1994 года приходит осознание необходимости разработки внешней стратегии, основанной на понимании рынка, позиции предприятий на рынке, собственных конкурентных преимуществ.
Понятие стратегического видения – взгляды менеджера на то, каким бизнесом компания собирается заниматься, каковы долгосрочные перспективы развития.
Существуют определения стратегии:
§ Генеральная программа действий, которая формирует главные цели и пути их достижения, таким образом, что предприятие получает единое направление движения.
§ Деловая концепция бизнеса, дополненная набором реальных действий, которые способны привести эту концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.
§ Баланс между тем, чего компания хочет добиться и ее стратегическими ресурсами.
Аспекты стратегии (Минзберг)
§ План долгосрочного развития
§ Принцип поведения компании на рынке
§ Позиция, которую компания хочет занять на рынке и во внешней среде
§ Перспектива
§ Направление для победу над конкурентами
Почему необходимо иметь стратегию:
Стратегия не может быть успешной когда:
- увеличены размеры компании
- разрастается аппарат управления
- существенно изменилась внешняя среда
Смена стратегии
- смена руководства
- угроза смены владельца
- осознание ошибок в процессе функционирования
Последствия отсутствия стратегии:
1) нет ориентиров для принятия решений
2) нет единого взгляда персонала на цели
3) достаточно вероятно, что различные части компании будут развиваться разнонаправлено
Четыре этапа корпоративного планирования:
1. Бюджетирование
2. Долгосрочное планирование
3. Стратегическое планирование
4. Стратегический менеджмент – управление на основе:
§ Контроля
§ Экстраполяции
§ Прогнозирования
§ Принятия гибких управленческих решений
2. 50-60 гг. Позже начался рост товарных рынков. Возникло долгосрочное планирование: составление прогноза продаж фирм на несколько лет вперед. Эти прогнозы строились на основе экстраполяции продаж в предыдущие годы. Здесь главная задача менеджера – выдержит ли фирма заданный темп роста. От прошлого к будущему.
3. В 60г. увеличились кризисные явления и экономическая обстановка изменилась так, что долгосрочное планирование исчерпало себя. Прогнозы стали расходиться с реальными цифрами. Появилась концепция стратегического планирования. Менеджер должен был понимать роль ключевых факторов. Если долгосрочное планирование основывалось на предсказуемости внешней среды, то в рамках стратегического планирования считалось, что внешняя среда меняется непредсказуемо, не факт, что будущее лучше настоящего (как считалось в долгосрочном планировании), необходимо прогнозирование. От будущего к настоящему.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.