Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 5

Мотивация и лидерство

Мотивация – процесс создания системы условий, оказывающих воздействие на поведение человека, направляющих его в нужную для организации сторону, побуждение проявлять настойчивость, добросовестность.

- Теория содержания мотивов – анализ фактов, которые лежат в основе мотивов

- Теория процессов мотивов – как направляется поведение человека

Потребность – осознанное отсутствие чего-л, вызывающее побуждение к действию.

Потребности: Духовные àпрестижныеàсоциальныеàсуществованияàфизиологические

              Мотивирующие факторы связаны с содержанием работы. Задача менеджера – прежде всего устранить неудовлетворенность, а затем включить мотивацию.

Теория ожиданий. Поведение личности определяется ожиданиями, связанными с

o  Затраченные усилия – результат

o  Достигнутые результаты – вознаграждение

o  Валентность – ценность вознаграждения

Мотивция = (З-Р)*(Р-В)*валентность

Теория справедливости Адамса. На мотивацию человека в значительной степени влияет оценка его деятельности и результатов. Человек соотносит свое вознаграждение и вознаграждение, которое получают другие за соот-ую работу.

Если возникает дисбаланс то это негатив.

Власть -  реальная способность влиять на ситуацию.

Источники власти:

  • Принудительная
  • Вознаграждение
  • Экспертная власть
  • Эталонная власть
  • Законная власть

Лидерство – способность влиять на отдельные личности или группы, направляя их на достижение определенной цели.

Формальные организации – структура, создающаяся по воле руководства.

Неформальные – реакция на неудовлетворение потребностей

Глава  2. Стратегический менеджмент

              Стратегическое управление – управление устойчивым развитием предприятием в долговременной перспективе.

              Отечественные этапы развития стратегического управления на предприятиях:

1.  До 1988 года – административный этап разработки стратегий по управлению предприятиями. Инициатором разработки стратегии развития предприятия является региональное руководство. (Пример: разработкой стратегии Павлодарского Тракторного завода занимался Аганбегян)

2.  1988-1991 года – предприятиям предоставлена условная экономическая самостоятельность Þ оживление стратегических работ (разрабатываются целевые программы и программы комплексного развития предприятий). Целевые программы в целом включали научные и социальные программы, а комплексные программы содержали в себе целевые программы.

Основные  характеристики:

§  Принцип – программно-целевой подход к управлению предприятием. Целевые программы в целом включали научные и социальные программы, а комплексные программы содержали в себе целевые программы.

§  Внутренняя направленность (направленность программ на совершенствование текущей деятельности)

Недостаток: Что и кому совершенствовать все равно определяли «на верху».

3.  1992-1994 гг.: предприятия заняты приватизацией, проблемами выживания. Период адаптации к новым экономическим условиям.

4.  С 1994 года приходит осознание необходимости разработки внешней стратегии, основанной на понимании рынка, позиции предприятий на рынке, собственных конкурентных преимуществ.

Понятие стратегического видения – взгляды менеджера на то, каким бизнесом компания собирается заниматься, каковы долгосрочные перспективы развития.

Существуют определения стратегии:

§  Генеральная программа действий, которая формирует главные цели и пути их достижения, таким образом, что предприятие получает единое направление движения.

§  Деловая концепция бизнеса, дополненная набором реальных действий, которые способны привести эту концепцию к достижению реального конкурентного преимущества, способного сохраняться длительное время.

§  Баланс между тем, чего компания хочет добиться и ее стратегическими ресурсами.

Аспекты стратегии (Минзберг)

§  План долгосрочного развития

§  Принцип поведения компании на рынке

§  Позиция, которую компания хочет занять на рынке и во внешней среде

§  Перспектива

§  Направление для победу над конкурентами

Почему необходимо иметь стратегию:

Стратегия не может быть успешной когда:

- увеличены размеры компании

- разрастается аппарат управления

- существенно изменилась внешняя среда

Смена стратегии

- смена руководства

- угроза смены владельца

- осознание ошибок в процессе функционирования

Последствия отсутствия стратегии:

1)  нет ориентиров для принятия решений

2)  нет единого взгляда персонала на цели

3)  достаточно вероятно, что различные части компании будут развиваться разнонаправлено

Четыре этапа корпоративного планирования:

1.  Бюджетирование

2.  Долгосрочное планирование

3.  Стратегическое планирование

4.  Стратегический менеджмент – управление на основе:

§  Контроля

§  Экстраполяции

§  Прогнозирования

§  Принятия гибких управленческих решений

1.  На начальных этапах развития стратегического управления специальных служб по бюджетированию не было, поэтому составляли бюджет, который был основным инструментом распределения внутрикорпоративных ресурсов. Основная характеристика бюджетирования – краткосрочный характер и внутрифирменная направленность. Главное – структура прибыли и издержек.

2.  50-60 гг. Позже начался рост товарных рынков. Возникло долгосрочное планирование: составление прогноза продаж фирм на несколько лет вперед.  Эти прогнозы строились на основе экстраполяции продаж в предыдущие годы. Здесь главная задача менеджера – выдержит ли фирма заданный темп роста. От прошлого к будущему.

3.  В 60г. увеличились кризисные явления и экономическая обстановка изменилась так, что долгосрочное планирование исчерпало себя. Прогнозы стали расходиться с реальными цифрами. Появилась концепция стратегического планирования. Менеджер должен был понимать роль ключевых факторов. Если долгосрочное планирование основывалось на предсказуемости внешней среды, то в рамках стратегического планирования считалось, что внешняя среда меняется непредсказуемо, не факт, что будущее лучше настоящего (как считалось в долгосрочном планировании), необходимо прогнозирование. От будущего к настоящему.