§ Выйти на рынок с уникально новым продуктом
Различают две ценовые стратегии:
§ Снятие сливок (установление высоких цен на новинку, а затем ее снижение по мере насыщения)
§ Цены прорыва (для максимального завоевания рынка на новинку устанавливается низкая цена)
Ø Компания последователь в области технологий.
§ Имитация действий лидера ведет к снижению расходов на НИОКР
§ Снижение издержек производства учитывая опыт лидера
§ Застрахован от риска (так как знает что правильно)
Страны Юго-Восточной Азии используют стратегию последователя. Стратегия лидера связана с высоким риском, но стратегия последователя существенно снижает потенциал.
Бюджет исследований и разработок (R&D)
Для инновационно-активных предприятий важнейшим показателем является наукоемкость – доля НИОКР в объеме продаж. Существенна отраслевая принадлежность компании для определения наукоемкости. Компания должна тратить на сферу НИОКР средний для отрасли процент. В Японии вследствие низких ставок банковских кредитов увеличились инвестиции в НИОКР.
Источники финансирования:
§ Кредитные средства
§ Собственные средства предприятия
§ В случае реализации направлений соответствующих приоритетам региональной или государственной политики, возможно привлечение средств федерального или местного бюджета на основе возвратного финансирования.
В практике кредитования широкое распространение получило проектное финансирование – вид финансового участия в финансовой деятельности предприятия, при котором единственным источником возврата кредита является поток денежных средств от реализованного проекта.
Собственные средства остаются превалирующим видом источников финансирования НИОКР, и составляет более 60% затрат.
В банке не дают долгосрочные кредиты, но ряд коммерческих банков занимаются деятельностью по поиску иностранных инвесторов и составляют базу данных инновационных проектов.
Анализ внешней среды.
Факторы, на которые надо обратить внимание:
§ Анализ рыночной конъюнктуры. Выявление неудовлетворенных потребителей, мотивы потребительского поведения с целью выявления идей нового продукта
§ Прогнозирование тенденции технологического развития с целью поиска идей новых конкурентоспособных продуктов. Причина низкой инновационной активности – неразвитый рынок технологий. Приобретение патентов и лицензий занимают низкую долю в общем технологическом обмене
§ Анализ конкуренции. Поиск новых идей, вытекающих из подражания конкурентам
§ Мониторинг нормативной среды научно-технической деятельности:
– Изменение налогового законодательства, в том числе льготы производителям высокотехнологической продукции
– Документы, направленные на защиту авторских прав
– Восстановление местных органов управления, направленных на стимулирование инвестиционной активности производителя.
Внутренний анализ
Выделяют две группы факторов:
§ Структура товарной продукции.
Цель: определить долю новой продукции, устаревшей продукции, а также показатель обновляемости (Доля продукции в объеме продаж, которые выпускаются более 5 лет; от 3 до 5 лет; менее 3 лет и новая продукция. Доля продукции, которая выпускается менее 5 лет должна составлять 75% от продаж).
§ Ресурсный потенциал НИОКР и маркетинга.
Основные аспекты анализа:
– Интеллектуальные возможности специалистов
– Состояние лабораторного оборудования
– Степень развития экспериментальной базы
– Информационное обеспечение научно-технической деятельности.
Существует такое понятие, как R&D минимум – комплекс ресурсного потенциала НИОКР, который должен определяться общей стратегией компании.
Абсорбционная способность компании – способность впитывать новые разработки внешней среды.
Факторы в среде маркетинга:
§ Надежность информации о пожеланиях потребителей
§ Размер потенциального рынка
§ Способность проводить гибкую политику ценообразования
§ Проверить наличие механизма, обеспечивающего постоянный обмен и интеграцию рыночной, коммерческой и научно-технической информации
§ Особая компетентность предприятия, то есть выделить те факторы внутренней среды, которые выделяют данное предприятие среди аналогичных.
При разработке процесса инновационного поиска и апробации новых продуктов выделяют следующие аспекты:
§ Выявление идей, новых продуктов, подсказанных рынком
§ Выявление идей, новых продуктов, вытекающих из подражания фирмам-конкурентам
§ Выявление идей, новых продуктов, вытекающих из особо сильных сторон предприятия.
§ Выявление новых идей
§ Отсев бесперспективных идей
§ Анализ основных вариантов получения нового изделия
§ Разработка проектного предложения или инновационных проектов.
Время – важнейший фактор при формировании стратегии нового продукта. Появление новых продуктов в нужный момент времени – главная задача. Нужно определить моменты времени, когда фирма должна выйти на рынок с новым продуктом. Здесь важным является цикл жизни товара. Успешные продукты имеют сходные тенденции развития.
Для начальной фазы характерна высокая цена, в которой учитываются стартовые затраты Þ прибыль опережает объем продаж. При достижении рынком насыщения прибыль равна объему продаж Þ далее идет спад.
Цели компании относительно прибыли и жизненного цикла продукта – два важных фактора. Важнейшим принципом формирования инновационной стратегии является портфельный подход, который должен содержать разные проекты (по времени, ресурсам).
Необходимо учитывать два аспекта:
· Временной
· Рамки выделенных бюджетных средств.
Таким образом, центральной процедурой формирования инновационной стратегии является отбор и оценка инновационных проектов (селекция проектов).
Большинство компаний используют метод анализа затрат и эффективности. Но не все оценки могут проводиться количественно, поэтому пользуются комплексными оценками.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.