Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 23

§  Выйти на рынок с уникально новым продуктом

Различают две ценовые стратегии:

§  Снятие сливок (установление высоких цен на новинку, а затем ее снижение по мере насыщения)

§  Цены прорыва (для максимального завоевания рынка на новинку устанавливается низкая цена)

Ø  Компания последователь в области технологий.

§  Имитация действий лидера ведет к снижению расходов на НИОКР

§  Снижение издержек производства учитывая опыт лидера

§  Застрахован от риска (так как знает что правильно)

Страны Юго-Восточной Азии используют стратегию последователя. Стратегия лидера связана с высоким риском, но стратегия последователя существенно снижает потенциал.

Бюджет исследований и разработок (R&D)

Для инновационно-активных предприятий важнейшим показателем является наукоемкость – доля НИОКР в объеме продаж. Существенна отраслевая принадлежность компании для определения наукоемкости. Компания должна тратить на сферу НИОКР средний для отрасли процент. В Японии вследствие низких ставок банковских кредитов увеличились инвестиции в НИОКР.

Источники финансирования:

§  Кредитные средства

§  Собственные средства предприятия

§  В случае реализации направлений соответствующих приоритетам региональной или государственной политики, возможно привлечение средств федерального или местного бюджета на основе возвратного финансирования.

В практике кредитования широкое распространение получило проектное финансирование – вид финансового участия в финансовой деятельности предприятия, при котором единственным источником возврата кредита является поток денежных средств от реализованного проекта.

Собственные средства остаются превалирующим видом источников финансирования НИОКР, и составляет более 60% затрат.

В банке не дают долгосрочные кредиты, но ряд коммерческих банков занимаются деятельностью по поиску иностранных инвесторов и составляют базу данных инновационных проектов.

Анализ внешней среды.

Факторы, на которые надо обратить внимание:

§  Анализ рыночной конъюнктуры. Выявление неудовлетворенных потребителей, мотивы потребительского поведения с целью выявления идей нового продукта

§  Прогнозирование тенденции технологического развития с целью поиска идей новых конкурентоспособных продуктов. Причина низкой инновационной активности – неразвитый рынок технологий. Приобретение патентов и лицензий занимают низкую долю в общем технологическом обмене

§  Анализ конкуренции. Поиск новых идей, вытекающих из подражания конкурентам

§  Мониторинг нормативной среды научно-технической деятельности:

–  Изменение налогового законодательства, в том числе льготы производителям высокотехнологической продукции

–  Документы, направленные на защиту авторских прав

–  Восстановление местных органов управления, направленных  на стимулирование инвестиционной активности производителя.

Внутренний анализ

Выделяют две группы факторов:

§  Структура товарной продукции.

Цель: определить долю новой продукции, устаревшей продукции, а также показатель обновляемости (Доля продукции в объеме продаж, которые выпускаются более 5 лет; от 3 до 5 лет; менее 3 лет и новая продукция. Доля продукции, которая выпускается менее 5 лет должна составлять 75% от продаж).

§  Ресурсный потенциал НИОКР и маркетинга.

Основные аспекты анализа:

–  Интеллектуальные возможности специалистов

–  Состояние лабораторного оборудования

–  Степень развития экспериментальной базы

–  Информационное обеспечение научно-технической деятельности.

Существует такое понятие, как R&D минимум – комплекс ресурсного потенциала НИОКР, который должен определяться общей стратегией компании.

Абсорбционная способность компании – способность впитывать новые разработки внешней среды.

Факторы в среде маркетинга:

§  Надежность информации о пожеланиях потребителей

§  Размер потенциального рынка

§  Способность проводить гибкую политику ценообразования

§  Проверить наличие механизма, обеспечивающего постоянный обмен и интеграцию рыночной, коммерческой и научно-технической информации

§  Особая компетентность предприятия, то есть выделить те факторы внутренней среды, которые выделяют данное предприятие среди аналогичных.

При разработке процесса инновационного поиска и апробации новых продуктов выделяют следующие аспекты:

§  Выявление идей, новых продуктов, подсказанных рынком

§  Выявление идей, новых продуктов, вытекающих из подражания фирмам-конкурентам

§  Выявление идей, новых продуктов, вытекающих из особо сильных сторон предприятия.

§  Выявление новых идей

§  Отсев бесперспективных идей

§  Анализ основных вариантов получения нового изделия

§  Разработка проектного предложения или инновационных проектов.

Время – важнейший фактор при формировании стратегии нового продукта. Появление новых продуктов в нужный момент времени – главная задача. Нужно определить моменты времени, когда фирма должна выйти на рынок с новым продуктом. Здесь важным является цикл жизни товара. Успешные продукты имеют сходные тенденции развития.

 


Для начальной фазы характерна высокая цена, в которой учитываются стартовые затраты Þ прибыль опережает объем продаж. При достижении рынком насыщения прибыль равна объему продаж Þ далее идет спад.

Цели компании относительно прибыли и жизненного цикла продукта – два важных фактора. Важнейшим принципом формирования инновационной стратегии является портфельный подход, который должен содержать разные проекты (по времени, ресурсам).

Необходимо учитывать два аспекта: 

·  Временной

·  Рамки выделенных бюджетных средств.

Таким образом, центральной процедурой формирования инновационной стратегии является отбор и оценка инновационных проектов (селекция проектов).

Большинство компаний используют метод анализа затрат и эффективности. Но не все оценки могут проводиться количественно, поэтому пользуются комплексными оценками.