Отличие пункта (2) от (3) заключается в различном понимании менеджером роли внешних факторов:
(2) |
(3) |
Внешняя среда предсказуема |
Внешняя среда быстро изменяется, предвидеть изменения сложно, необходимо применять специальные методы |
Результаты постоянно улучшаются |
Нет никакого предположения |
Таким образом, основной целью стратегического планирования является улучшение реакции на рынок и конкурентов.
Стратегическое планирование – комплексный документ, объединяющий в единое целое видение перспектив, четко сформулированные цели и план действий.
4. В течении года стали происходить различные события, предвидеть которые было невозможно => стратегический план без коррекций во времени потерял смысл. В 90 г. переход к стратегическому менеджменту. Стратегический менеджмент определяется не только как комплекс стратегических управленческих решений, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятий на изменения внешней конъектуры.
Стратегическое планирование вырабатывается на определенный горизонт времени (в химической промышленности 5-7 лет, компьютеры – до 2-х лет и т.д.) и каждый год пересматривается.
Стратегический менеджмент можно представить в виде двух взаимосвязанных систем:
§ Анализ и выбор стратегии
§ Управление в реальном масштабе времени
Стратегический менеджмент - комплекс стратегических управленческих решений, дополненный набором конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменения внешней коньюктуры.
Стратегический управляющий – люди, вовлеченные в стратегический процесс.
Сущность стратегического менеджмента сводится к решению 3 вопросов:
§ Где организация находится сейчас?
§ Где хотела бы находится через 5-10 лет?
§ Как достигнуть желаемого состояния?
Функции подразделений стретег планирования
§ Создание и контроль за соблюдением регламента стратегического развития
§ Корд-ие деятельности по формированию, пересмотру стратег планов
§ Информационное обеспечение стратегической работы
§ Документирование
По мере усложнения деятельности компании происходит изменение функций бизнес единиц, на них перекладывают часть стратегической работы.
Стратегическая единица бизнеса – внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегических позиций фирмы в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Эта концепция оказала существенное влияние на управление компанией.
Критерии выделения стратегических единиц бизнеса:
§ Высокая доля стоимости
§ Каждая стратегическая единица бизнеса имеет внешних клиентов и заказчиков
§ Самостоятельное планирование и осуществление производственно сбытовой деятельности
§ Деятельность четко оценивается в терминах прибыли и убытков.
Основной критерий – успешное и эффективное развитие компании по данному направлению.
Корпоративный портфель – совокупность хозяйственных подразделений, или бизнес единиц принадлежащих одному владельцу.
Стратегические решения – особый тип решений, характеризующийся тремя свойствами:
§ Ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия текущих управленчкских решений.
§ Сопряжены со значительной неопределенностью
§ Инновационны по своей природе, связаны с необходимостью проведения изменений в орг-ии
§ Как правило связаны с вовлечением крупных средств, имеют серьезные последствия
Таким образом, любое кардинальное решение можно назвать стратегическим
Существует 3 уровня решений:
§ Корпоративная (портфельная) стратегия описывает общее направление роста компании и как управлять различными видами бизнеса, затрагивает вопросы управления корпоративного портфеля. В данную стратегию входят следующие вопросы: распределение ресурсов между подразделениями; изменение структуры корпорации; формы высшего управления (слияние, поглощение). Разрабатывается на уровне ЦОУ.
§ Деловая (конкурентная) стратегия. Разрабатывается на уровне хозяйственного подразделения.
Цель: обеспечение долгосрочного конкурентного преимущества данного подразделения. Часто воплощается в бизнес-планах и показывает, как данная единица бизнеса будет конкурировать на рынке. Задачи:переработка инф-ии, которая поступает с верхнего уровня.
§ Функциональная стратегия. Разрабатывается отдельными подразделениями на основе корпоративных идей:
– Стратегия маркетинга
– Финансовая стратегия
– Стратегия управления персоналом
– Производственная стратегия
– Инновационная стратегия (исследования и разработки)
Цель: поиск эффективного поведения хозяйственного подразделения в рамках общей стратегии фирмы.
Все эти 3 уровня должны быть согласованны, и тесно взаимодействовать друг с другом. Различают планирование: сверху вниз, при котором центр является более активным; и снизу вверх – инициатором стратегических решений являются хозяйственные подразделения. Процесс формирования стратегии включает большое количество переговоров.
· Стратегический анализ. Отслеживаются наиболее важные для будущего фирмы стратегические факторы, то есть направления развития среды, которые имеет высокую вероятность реализации и влияние на функционирование организации.
Цель: выявление стратегических факторов внешней и внутренней среды.
· Формулировка стратегии. На основании стратегических факторов формулируются миссия, цели и стратегия организации.
· Реализация стратегического плана. Показывает программы, бюджеты и процедуры.
· Оценка и контроль. Оцениваются результаты и производится корректировка.
Выделяют два подхода к формированию целей предприятия:
§ Цели устанавливаются исходя из показателей предыдущего периода – планирование от допустимого.
§ Пошаговый подход к установлению целей: миссия ® общие цели ® задачи.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.