· Зрелые отрасли промышленности (# автомобили)
· С медленно изменяемой технологией (# строительная и пищевая)
· Инновации внедряются извне (# поставщики оборудования, материалов)
· Быстро развивающиеся отрасли с наукоемким производством.
По мере старения отрасли происходит переориентация инновационного процесса с новых продуктов на совершенствование технологии производства. Для зрелых отраслей и отраслей с медленно изменяющейся технологией справедливо утверждение, что число внедренных нововведений соответствует размеру фирмы. Для отраслей, в которых инновации внедряются извне роль малых инновационных фирм велика.
Фазы инновационного процесса
Ø Фаза зарождения идеи. Роль маленьких фирм велика.
Ø Освоение. Нововведение – экзогенно, коммерческая ценность нововведения еще не определена. Работает предпринимательская модель инновационного процесса. Суть: отбор и техническое освоение научных идей.
– Фильтр нововведений: » 15% проектов проходит через него
– Поле деятельности малых наукоемких фирм. финансовые средства они получают от инвестиционных организаций, либо от крупных корпораций. Крупная компания может помочь организовать новатору фирму, административно с ней не связанную. При этом крупная компания преследует цели:
- В случае успеха включить эту фирму в свою структуру
- Отколовшиеся фирмы выступают в качестве разведчиков новых продуктов
- Помощь новаторам стимулирует в фирме дух предпринимательства, изобретательности.
Иногда используются личные средства сотрудников. Число банкротств малых фирм очень велико.
Ø Распространение.
– Период поиска и заполнения рыночной ниши
– Характерен быстрый рост малых фирм, которые стремятся в краткосрочном периоде освоить производство нового продукта и стать рыночным лидером
– Рынок играет роль катализатора, на рынке появляются новые модификации продукта
– Крупные компании часто интересуются, кто может купить лицензию у малой фирмы и наладить производство нового продукта.
Ø Зрелость.
– Мелкие улучшенные инновации, ориентированные на эффективность самого производственного процесса.
Американская практика породила специфическую форму предпринимательства – рисковый венчур-бизнесс.
Организации рискового венчур-бизнеса:
§ Внутренние рисковые центры
§ Независимые инновационные филиалы
§ Фонды венчурного капитала.
Венчурный капитал обладает рядом специфических характеристик:
§ Создается в условиях одобренного риска. Вкладчики соглашаются на возможную потерю средств в обмен на высокую норму дохода в случае удачи
§ Форма предоставления средств на длительный период, причем они не подлежат изъятию на весь срок действия договора
§ Долевое участие инвесторов в капитале компании. Венчурный капитал размещается не в виде кредитов, а в виде паевого взноса в уставный капитал малой фирмы. Вкладчики становятся партнерами с организационной ответственностью.
Главный интерес вложения венчурного капитала не предпринимательский, а учредительский доход.
Цель: выращивание малой фирмы до тех пор, пока она приобретет известность, а дальше выпустить и продать ее акции на рынке. Превышение стоимости акций над вложениями и составляет главный интерес вложения.
Структура источников венчурного капитала в 90-х годах:
§ Пенсионные фонды – 30%.
§ Страховые компании – 10%.
§ Население – 20%.
§ Иностранные инвесторы – 20%.
§ Крупные компании – 13%.
§ Прочие – 7%.
Критерии отбора:
§ Качество команды малой фирмы (основной)
§ Наличие рыночной ниши
§ Срок окупаемости
§ Другие.
Процесс реформирования в 90-х годах создал некоторые стимулы. Формируется инновационный рынок. Сегодня российская экономика не восприимчива к нововведениям. Общие затраты на инновационную деятельность в 90-е годы составили 4,9% ВВП, к 1995 году – упали до 1,6% ВВП. Это свидетельствует о затяжном характере инвестиционного кризиса. Доля инвестиционно-активных предприятий составила: в 80 годы – 60-70%, к 94 году – 22%, к 97 году – 4,7%.
Большинство предприятий занимаются продуктовыми нововведениями (80%), 5% – занимаются НИОКР. В последнее время существует тенденция к примитивизации – выпуск простой, технологически не сложной продукции. Наибольший рост малых предприятий приходится на 1992 год в сфере науки и научного обслуживания (в 3,4 раза). К 1996 году произошло абсолютное сокращение малых фирм в сфере науки и научного обслуживания (5% всех малых фирм).
Стратегия предприятия в инновационной деятельности
Этапы формирования инновационной стратегии:
2. В 60-е годы преобладал маркетинговый подход. Компания ориентируется на потребности потребителя. Технологию стали отодвигать в сторону.
3. В 90-е годы основное место стал занимать сбалансированный подход технология « маркетинг, как к основным источникам успешных нововведений.
Инновационная стратегия должна формироваться в рамках общей стратегической работы. Из 100 успешных нововведений 75 возникают из требований рынка и 25 являются результатом технологического развития.
Эффективное взаимодействие НИОКР и маркетинга является главным фактором формирования инновационного процесса, но на практике это взаимодействие возникает редко.
При разработке инновационной стратегии необходимо учитывать три группы факторов:
§ Общая стратегия фирмы (корпоративная)
§ Анализ внешней среды
§ Внутренний анализ
Цели и стратегия фирмы
Ø Компания технологический лидер должна придерживаться наступательной стратегии, то есть уметь видеть рыночные перспективы и быстро внедрять продукт, а так же выявление возможности для внедрения и тиражирования собственных технологических разработок (продажа лицензий или организация совместных предприятий).
Возможности лидера:
§ Первым разработать продукт на основе новой технологии и получить патент.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.