Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 22

·  Зрелые отрасли промышленности (# автомобили)

·  С медленно изменяемой технологией (# строительная и пищевая)

·  Инновации внедряются извне (# поставщики оборудования, материалов)

·  Быстро развивающиеся отрасли с наукоемким производством.

По мере старения отрасли происходит переориентация инновационного процесса с новых продуктов на совершенствование технологии производства. Для зрелых отраслей и отраслей с медленно изменяющейся технологией справедливо утверждение, что число внедренных нововведений соответствует размеру фирмы. Для отраслей, в которых инновации внедряются извне роль малых инновационных фирм велика.

Фазы инновационного процесса

Ø  Фаза зарождения идеи. Роль маленьких фирм велика.

Ø  Освоение. Нововведение – экзогенно, коммерческая ценность нововведения еще не определена. Работает предпринимательская модель инновационного процесса. Суть: отбор и техническое освоение научных идей.

–  Фильтр нововведений: » 15% проектов проходит через него

–  Поле деятельности малых наукоемких фирм. финансовые средства они получают от инвестиционных организаций, либо от крупных корпораций. Крупная компания может помочь организовать новатору фирму,  административно с ней не связанную. При этом крупная компания преследует цели:

-  В случае успеха включить эту фирму в свою структуру

-  Отколовшиеся фирмы выступают в качестве разведчиков новых продуктов

-  Помощь новаторам стимулирует в фирме дух предпринимательства, изобретательности.

Иногда используются личные средства сотрудников. Число банкротств малых фирм очень велико.

Ø  Распространение.

–  Период поиска и заполнения рыночной ниши

–  Характерен быстрый рост малых фирм, которые стремятся в краткосрочном периоде освоить производство нового продукта и стать рыночным лидером

–  Рынок играет роль катализатора, на рынке появляются новые модификации продукта

–  Крупные компании часто интересуются, кто может купить лицензию у малой фирмы и наладить производство нового продукта.

Ø  Зрелость.

–  Мелкие улучшенные инновации, ориентированные на эффективность самого производственного процесса.

Американская практика породила специфическую форму предпринимательства – рисковый венчур-бизнесс.

Организации рискового венчур-бизнеса:

§  Внутренние рисковые центры

§  Независимые инновационные филиалы

§  Фонды венчурного капитала.

Венчурный капитал обладает рядом специфических характеристик:

§  Создается в условиях одобренного риска. Вкладчики соглашаются на возможную потерю средств в обмен на высокую норму дохода в случае удачи

§  Форма предоставления средств на длительный период, причем они не подлежат изъятию на весь срок действия договора

§  Долевое участие инвесторов в капитале компании. Венчурный капитал размещается не в виде кредитов, а в виде паевого взноса в уставный капитал малой фирмы. Вкладчики становятся партнерами с организационной ответственностью.

Главный интерес вложения венчурного капитала не предпринимательский, а учредительский доход.

Цель: выращивание малой фирмы до тех пор, пока она приобретет известность, а дальше выпустить и продать ее акции на рынке. Превышение стоимости акций над вложениями и составляет главный интерес вложения.

Структура источников венчурного капитала в 90-х годах:

§  Пенсионные фонды – 30%.

§  Страховые компании – 10%.

§  Население – 20%.

§  Иностранные инвесторы – 20%.

§  Крупные компании – 13%.

§  Прочие – 7%.

Критерии отбора:

§  Качество команды малой фирмы (основной)

§  Наличие рыночной ниши

§  Срок окупаемости

§  Другие.

Процесс реформирования в 90-х годах создал некоторые стимулы. Формируется инновационный рынок. Сегодня российская экономика не восприимчива к нововведениям. Общие затраты на инновационную деятельность в 90-е годы составили 4,9% ВВП, к 1995 году – упали до 1,6% ВВП. Это свидетельствует о затяжном характере инвестиционного кризиса. Доля инвестиционно-активных предприятий составила: в 80 годы – 60-70%, к 94 году – 22%, к 97 году – 4,7%.

Большинство предприятий занимаются продуктовыми нововведениями (80%), 5% – занимаются НИОКР. В последнее время существует тенденция к примитивизации – выпуск простой, технологически не сложной продукции. Наибольший рост малых предприятий приходится на 1992 год в сфере науки и научного обслуживания (в 3,4 раза). К 1996 году произошло абсолютное сокращение малых фирм в сфере науки и научного обслуживания (5% всех малых фирм).

Стратегия предприятия в инновационной деятельности

Этапы формирования инновационной стратегии:

1.  После II мировой войны инновационная политика фирм была направлена на развитие технологий

2.  В 60-е годы преобладал маркетинговый подход. Компания ориентируется на потребности потребителя. Технологию стали отодвигать в сторону.

3.  В 90-е годы основное место стал занимать сбалансированный подход технология « маркетинг, как к основным источникам успешных нововведений.

Инновационная стратегия должна формироваться в рамках общей стратегической работы. Из 100 успешных нововведений 75 возникают из требований рынка и 25 являются результатом технологического развития.

Эффективное взаимодействие НИОКР и маркетинга является главным фактором формирования инновационного процесса, но на практике это взаимодействие возникает редко.

              При разработке инновационной стратегии необходимо учитывать три группы факторов:

§  Общая стратегия фирмы (корпоративная)

§  Анализ внешней среды

§  Внутренний анализ

Цели и стратегия фирмы

Ø  Компания технологический лидер должна придерживаться наступательной стратегии, то есть уметь видеть рыночные перспективы и быстро внедрять продукт, а так же выявление возможности для внедрения и тиражирования собственных технологических разработок (продажа лицензий или организация совместных предприятий).

Возможности лидера:

§  Первым разработать продукт на основе новой технологии и получить патент.