Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 2

Предпосылки Y – организации:

1.  Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения

2.  Люди могут действовать из чувства ответственности и долга

3.  Человек стремится к ответственности

Þ В современном обществе организация Y является наиболее эффективным.

Задача менеджера – создать условия, при которых можно совместить личные цели и цели предприятия.

Количественный подход к управлению (начало 1950 гг.)

              Часто всё многообразие количественных подходов объединяется под термином «исследование операций» – область прикладной математики, ориентированная на решение задач организации управления, которые можно описать с помощью той или иной модели с целью получения оптимального решения.

Современные подходы к управлению предприятием

Системный и ситуационный подходы к планированию.

Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вности свой вклад в характеристики целого.

Открытая система – Активно взаимодействует с внешней средой ( имеет проницаемые границы)

Закрытая система – имеет четко фиксированные границы, относительно независима от внешней среды.

Вход     ------------à преобразование -----------à выходы

сырье                                                                      продукты/услуги

материалы                                                             прибыль

труд                                                                        рост компании

инф-ия                                                                   реализация соц ответственности

Предприятие – открытая система.

              Идея системного подхода: организация является открытой системой, состоящей ихряда взаимодействующих подсистем, которые активно взаимодействуют с внешней средой. Деление орг-ии на подсистемы в соответствии с горизонтальным разделением труда.

              Функциональные подсистемы:

  1. маркетинг
  2. Пр-во и НИОКР
  3. Материально Техническое Обеспечение
  4. Управление фин-ми и учет
  5. Управление персоналом

Социо-техническая система – система, результаты работы которой зависят от взаимодействия социальной и технической подсистем.

              Ситуационный подход – с 1960х годов. Суть: формы и методы управления должны существенно варьироваться в зависимости от внешних условий. Конкретные примеры должны быть связаны с конкретной ситуацией. Центральный момент – правильная интерпретация ситуации. В компании должен быть создан потенциал гибкости, который позволяет адаптироваться к изменениям внешней среды. Управление состоит в искусстве менеджера понять ситуацию и разработать решение.

              Планирование ® организация ® мотивация ® контроль

              Все эти функции требуют принятия решений и для всех необходимы коммуникации – связующие процессы.

Руководство (лидерство) – специфический вид деятельности – отдельная функция в управлении.

Планирование – вид деятельности, связанный с составлением планов организации и ее подразделений.

В СССР существовала очень развитая система планирования. С распадом СССР новая система планирования была неадекватной в новых условиях.

План – система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего.

Подходы к планированию:

1) производственный – план формируется исходя из рационального использования имеющегося потенциала, а перед службой сбыта – задача продать.

2) маркетинг – основа плана – прогноз или план продаж.

              На предприятиях существует множество плановых решений, которые разделяются по горизонтальному уровню планирования и по объекту планирования.

В международной практике используются следующие виды планирования:

·  стратегическое планирование ( Главные цели, общая стратегия роста)

·  тактическое планирование – планирование в годовом разрезе, для отдельных функциональных подразделений

·  оперативное планирование – планирование по конкретным видам деятельности предприятия, они носят краткосрочный характер Þ высокая степень детализации

·  оперативный календарь – планирование материальных потоков в одном цехе или между цехами.

·  бизнес-планирование – развернутый план всех сторон деятельности компании или отдельного проекта. Имеет типовую структуру, это план развития одного бизнеса, который работает на одном рынке.

План должен быть непрерывным и обеспечивать интегрированность. Стратегический à детализация àтактическийà оперативный.  План компании должен интегрировать функциональные планы и планы подразделений на различных уровнях планирования.

Концепция 7-S фирмы McKinsey: 7 взаимозависящих составляющих, формирующих организацию: стратегия, структура, системы и процедуры, квалификация, персонал, стиль и культура организации:

Структура

 


                                                          Стратегия                Культура          Система и процедура

 


                                                      Квалификация           Персонал                     Стиль

Организации, в которых менеджеры могут содержать в гармоническом составе все 7 компонент, успешно функционируют и развиваются.

Организация

Организация – процесс создания организационной структуры предприятия.

Два аспекта организационного процесса:

1.  Деление организации на подразделения (горизонтальное)

2.  Вертикальное распределение управленческого труда, порождающее уровни управления на предприятии Þ установление взаимодействия между различными уровнями управления.

В сложных организациях следует четкое разделение труда за счет образования подразделений.

Традиционно всех менеджеров делят на три группы (уровня):

1.  технический уровень                                                         – управление высшего звена

2.  управленческий уровень                                                   – управление среднего звена