Предпосылки Y – организации:
1. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения
2. Люди могут действовать из чувства ответственности и долга
3. Человек стремится к ответственности
Þ В современном обществе организация Y является наиболее эффективным.
Задача менеджера – создать условия, при которых можно совместить личные цели и цели предприятия.
Количественный подход к управлению (начало 1950 гг.)
Часто всё многообразие количественных подходов объединяется под термином «исследование операций» – область прикладной математики, ориентированная на решение задач организации управления, которые можно описать с помощью той или иной модели с целью получения оптимального решения.
Система – некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вности свой вклад в характеристики целого.
Открытая система – Активно взаимодействует с внешней средой ( имеет проницаемые границы)
Закрытая система – имеет четко фиксированные границы, относительно независима от внешней среды.
Вход ------------à преобразование -----------à выходы
сырье продукты/услуги
материалы прибыль
труд рост компании
инф-ия реализация соц ответственности
Предприятие – открытая система.
Идея системного подхода: организация является открытой системой, состоящей ихряда взаимодействующих подсистем, которые активно взаимодействуют с внешней средой. Деление орг-ии на подсистемы в соответствии с горизонтальным разделением труда.
Функциональные подсистемы:
Социо-техническая система – система, результаты работы которой зависят от взаимодействия социальной и технической подсистем.
Ситуационный подход – с 1960х годов. Суть: формы и методы управления должны существенно варьироваться в зависимости от внешних условий. Конкретные примеры должны быть связаны с конкретной ситуацией. Центральный момент – правильная интерпретация ситуации. В компании должен быть создан потенциал гибкости, который позволяет адаптироваться к изменениям внешней среды. Управление состоит в искусстве менеджера понять ситуацию и разработать решение.
Планирование ® организация ® мотивация ® контроль
Все эти функции требуют принятия решений и для всех необходимы коммуникации – связующие процессы.
Руководство (лидерство) – специфический вид деятельности – отдельная функция в управлении.
Планирование – вид деятельности, связанный с составлением планов организации и ее подразделений.
В СССР существовала очень развитая система планирования. С распадом СССР новая система планирования была неадекватной в новых условиях.
План – система взаимосвязанных решений, нацеленных на создание желаемого будущего.
Подходы к планированию:
1) производственный – план формируется исходя из рационального использования имеющегося потенциала, а перед службой сбыта – задача продать.
2) маркетинг – основа плана – прогноз или план продаж.
На предприятиях существует множество плановых решений, которые разделяются по горизонтальному уровню планирования и по объекту планирования.
В международной практике используются следующие виды планирования:
· стратегическое планирование ( Главные цели, общая стратегия роста)
· тактическое планирование – планирование в годовом разрезе, для отдельных функциональных подразделений
· оперативное планирование – планирование по конкретным видам деятельности предприятия, они носят краткосрочный характер Þ высокая степень детализации
· оперативный календарь – планирование материальных потоков в одном цехе или между цехами.
· бизнес-планирование – развернутый план всех сторон деятельности компании или отдельного проекта. Имеет типовую структуру, это план развития одного бизнеса, который работает на одном рынке.
План должен быть непрерывным и обеспечивать интегрированность. Стратегический à детализация àтактическийà оперативный. План компании должен интегрировать функциональные планы и планы подразделений на различных уровнях планирования.
Концепция 7-S фирмы McKinsey: 7 взаимозависящих составляющих, формирующих организацию: стратегия, структура, системы и процедуры, квалификация, персонал, стиль и культура организации:
Структура
Стратегия Культура Система и процедура
Квалификация Персонал Стиль
Организации, в которых менеджеры могут содержать в гармоническом составе все 7 компонент, успешно функционируют и развиваются.
Организация
Организация – процесс создания организационной структуры предприятия.
Два аспекта организационного процесса:
1. Деление организации на подразделения (горизонтальное)
2. Вертикальное распределение управленческого труда, порождающее уровни управления на предприятии Þ установление взаимодействия между различными уровнями управления.
В сложных организациях следует четкое разделение труда за счет образования подразделений.
Традиционно всех менеджеров делят на три группы (уровня):
1. технический уровень – управление высшего звена
2. управленческий уровень – управление среднего звена
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.