Проблема – несоответствие состояния объекта управления цели, поставленной субъектом управления (разрыв между существующим и желаемым); противоречие в организации, требующее управленческого решения.
Классификация управленческих решений:
§ По временному горизонту:
– Перспективные
– Текущие
§ По степени обязательности выполнения:
– Директивные
– Рекомендательные
§ С точки зрения их предопределенности:
– Запрограммированные (логика развития ситуации)
– Незапрограммированные (принимаются в нестандартных ситуациях, для решения неструктурированных проблем).
§ По способу принятия управленческих решений:
– Интуитивное решение (принимаем без логического анализа – на основании интуиции; недостаток – большой субъективизм, большой риск)
– Решение, основанное на суждении – адаптивное (основан на собственном негативном и позитивном опыте, знаниях субъекта, который принимает решение)
– Рациональное решение (на основе объективного анализа – должен проводиться в определенной последовательности:
- Принятие/признание и формулировка проблемы
- Выработка решений – разработка и оценка – выбор альтернатив
- Реализация, выполнение решения.
Структурные проблемы – проблемы, которые можно легко разделить на элементы и они могут быть выражены количественно (рутинные).
Неструктурные проблемы – кризисы и упущенные возможности.
Высшее звено
Неструктурные Незапрограммированное проблемы звено Структурные Запрограммированное проблемы звено Нижнее звено |
Подходы к принятию решений: 1) нормативный – широкое применение мат методов 2) дискрептивный – использование широкого спектра качеств, методов ориентированных на понимание того, кА люди себя ведут.
Коммуникация – обмен информацией между различными субъектами, отдельными личностями, уровнями управления, подразделениями, организацией и внешней средой.
Межличностная коммуникация – это коммуникация между отдельными личностями. Она может быть:
§ В вербальной форме
§ В невербальной форме (информация без использования слов, как системы кодирования: тембр голоса, выражение лица)
Коммуникация состоит из трех этапов:
§ Отправление информации
§ Получение информации
§ Обратная связь
Отправление информации – формулировка смысла сообщения и кодирования (выбор системы носителей информации и организация их в определенной форме ).
Передача информации – послание сообщения в передаточный канал.
Получение информации – раскодирование послания, его восприятие, интерпретация и оценка. Возможные искажения могут быть связаны с наличием шума в переводящем канале. Источники шума могут быть искажение информации при движении по уровням управления.
Обратная связь – ответ получателя на послание. Она дает возможность узнать отправителю дошла ли информация, и в каком значении. Она очень важна для руководителя.
Эффективнее коммуникации – близость смысла посланного сообщения смыслу принятого.
Неэффективность возникает из-за:
o Неправильно построено сообщение, ошибка в послании,
o Неправильное понимание, наличие стереотипов, плохие отношения м/у людьми
o Шум, помехи в каналах связи
Организационные структуры управления фирмой
По взаимодействию со внешней средой:
1) Механистический подход
2) Органический подход
Механистический поход:
- использование формальных правил
- центр. Принятие решений
- жесткая вертикаль власти
- узкоопределенная ответственность
Когда используется рутинная тех-я и медленно меняется внешняя среда.
Органический подход:
- умеренное исп-е правил
- децентрализация
- гибкость в структуре влясти
- меньшее кол-во уровней упр-я
широкое опр-е ответственности
По взаимодействию подразделений:
1) Линейно-функциональная структура
2) Дивизиональная
3) Матричная
4) Сетевая
Линейно-функциональная структура: процесс деления организации на элементы, каждый их которых имеет четкие функции. + четкая система полномочий; - выполнение функций дробиться между разными подразделениями. Эффективно, когда небольшая номенклатура продукции и стабильная внешняя среда.
Дивизиональная - 1920 Ford, GM. Центральные органы управления отделены от производственных подразделений, которые получили достаточно большую долю самостоятельности. Бизнес единица - самостоятельное производственно коммерческое подразделение, объединяющее все виды деятельности по производству и реализации к-либо вида продукции или по деятельности на каком-л виде рынка.
Типы дивизион структур
o Продуктовая – при большой номенклатуре продукции. Каждому продукту свой руководитель.
o Ориентированная на потребителя - ориентация на важные группы потребителей
o Региональная – облегчает проблемы, связанные с месополодением
Матричная структура – временная структура, создаваемая для решения конкретной комплексной задачи. В одну проектную группу объединяются работники разных профессий. + возможность эффективной координации, планирования и контроля, высокий уровень гибкости в исп-ии ресурсов. – нарушение принципа единоначалия, сложность разделения полномочий.
Сетевые организации – предпосылки
o Развитие глобальных сетей (инет)
o Развитие рынков Эл-ой коммерции
o Долгосрочные контракты заменяют необходимость сосредоточить все ф-ии внутри компании
Аутсорсинг - передача части ф-ий бизнеса на контрактной основе сторонним подрядчикам.
Типы сетевых структур:
1) Стабильная - фирма – ядро, объединение с ограниченным числом партнеров
2) Сетевые оболоченные фирмы – управляющая компания не владеет ср-ми производства, а лишь координирует работу сторонних подрядчиков
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.