Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 20

§  Необходимо интегрировать новые магазины в систему бухгалтерского учета компании

§  Модернизация магазинов в соответствии с имиджем компании

После разработки программ разрабатывается бюджет программ – это окончательная проверка выбранной стратегии.

Текущее планирование

              Основной инструмент – бюджет (финансовый план доходов и расходов фирмы, охватывающий все аспекты хозяйственных операций на определенный период в будущем).

              Иерархическая система бюджетов состоит из:

§  Сводных бюджетов предприятия

§  Бюджетов подразделений и функциональных сфер

§  Бюджетов капиталовложений.

              Функции бюджета:

§  Планирование

§  Координация

§  Контроль

Исходные данные для годового сводного бюджета влючают:

§  Прогноз денежной выручки от реализации продуктов

§  Обобщенные данные по постоянным издержкам с распространением их по основным группам товаров (FC)

§  Данные по переменным издержкам по каждой товарной группой (VC)

§  Прогноз налоговых и других выплат и банковских кредитов.

Для текущего управления важна следующая информация:

§  Разница между временем отгрузки и оплаты продукции

§  Удельный вес поставок за предоплату

§  Удельный вес поставок по бартеру

Эта информация позволяет реально оценить поступление средств в планируемый период.

 


Бюджеты подразделений и функциональных сфер разрабатываются на основе принципа декомпозиции (бюджет более низкого уровня вложен в бюджет более высокого уровня).

              В реальной практике сложны процессы бюджетирования, обеспечивающие сбор и обработку информации, а так же использования бюджетов в контуре управления.

              При внедрении системы бюджетирования необходимо решить:

§  Структура бюджета предприятия (определяется целями бюджета)

§  Временной регламент бюджета (задается периодичностью учета и отчетности)

§  Организационный регламент бюджета (кто участвует в бюджетном процессе и как осуществляется коммуникация между ними)

§  Нужно уметь привязывать бюджеты к финансовой структуре предприятия.

Финансовая структура – центры финансового учета и отчетности и их связи между собой.

Центр финансового учета – подразделение или группа подразделений, с которыми связано ведение финансового учета. Центр финансового учета позволяет выделить финансовые единицы, оценить отдельные результаты функционирования.

Статус центра финансовой ответственности – полная ответственность за получение прибыли. Любой центр ответственности имеет свой бюджет, позволяющий осуществить контроль за его деятельностью.

Выделяют несколько типов центров ответственности:

§  Центр прибыли (profit center) – подразделение и группа, результаты функционирования которых оцениваются в терминах прибыли.

Руководители данных подразделений ориентируются на максимизацию прибыли и имеют полное право варьировать как ценами реализуемой продукции, так и издержками.

Позволяет устанавливать трансфертные цены внутри вертикально интегрированного предприятия.

§  Venture center – подразделения, которые связаны с реализацией новых проектов, прибыль от которых ожидается в будущем.

§  Центр затрат – подразделения, которые обеспечивают функционирование (1) и (2) и непосредственно не приносят прибыли.

Руководители данных подразделений отвечают за качество выполнения возможных функций в пределах выделенных ему бюджетных средств

Придание центрам финансового учета статуса центры финансовой ответственности позволило перейти от административных к финансовым методам управления. При максимальной степени децентрализации центры прибыли могут быть выведены из структуры предприятия и могут получить статус дочернего предприятия.

Реализация стратегии осуществляется через разработку программ, бюджетов и процедур.

Процедуры определяются как система последовательных шагов или приемов, которые подробно описывают процесс выполнения отдельных задач или работ. Процедуры типизируют действия, которые выполняются в рамках той или иной работы. Они гарантируют, что ежедневные операции будут согласованы во времени, и что все подразделения и сотрудники на аналогичных местах будут придерживаться одинакового стиля деловой активности.

Различают следующие виды процедур:

§  Как заказывать товар

§  Какие цены

§  Как работать с покупателями

§  Как поступать с жалобами

Контроль

Стратегический контроль осуществляется на корпоративном уровне. Главный вопрос стратегического контроля – нужно определить осуществима ли принятая стратегия или необходима корректировка стратегического курса.

Выделяют два основных инструмента контроля:

§  Бюджеты капитальных вложений

§  Базовые показатели оценки деятельности фирм:

–  Рентабельность продаж = балансовая прибыль/стоимость продаж

–  Рентабельность активов (ROA) = балансовая прибыль/общая стоимость активов. Рентабельность активов показывает, сколько потребовалось денежных средств на единицу прибыли. (ROA » 5-10% – нормальный уровень).

–  Рентабельность собственного капитала = балансовая прибыль/собственный капитал

–  Pricetoearningratio = рыночная цена акций/доход на одну акцию. Если этот показатель увеличивается, то перспективы компании улучшаются.

Стратегический аудит

Цель: оценить эффективность процесса.

Задача: оценка прошлых стратегий и выяснение причин успехов и неудач.

Положительные стороны стратегического аудита:

·  Обеспечивает комплексный системный взгляд на предприятие и его окружение

·  Обеспечивает специальные методы и подходы к сбору и обработки информации, которая облегчает принятие стратегических решений

·  Дает возможность предвидеть тенденции развития бизнеса

·  Помогает провести изменения

·  Позволяет делать стратегический выбор и реализовать стратегию.

Типовые проблемы:

·  Теоретико-методологические проблемы