Введение в менеджмент. Стратегический менеджмент. Анализ деятельности предприятия. Стратегия развития предприятия, страница 3

3.  институциональный уровень                                            – управление низшего звена

В подчинении управленцев нижнего звена находятся неуправленцы.

Управляющие среднего звена руководят управленцами нижнего звена, специфика деятельности во многом определяется подразделением, где они работают.

Топ-менеджемент – президент, вице президент… Отвечают за деятельность орг-ии в целом.

Роли высшего руководства:

·  Медличностные

o  Глава – церемониал, мероприятия

o  Лидер – мотивация подчиненных, кманда

o  Связующее звено – работа с внешними организациями

·  Информационные

o  Применение инф-ии – получение информации через СМИ

o  Распространитель инф-ии – передача инф-ии членам орг-ии

o  Оратор – перадача инф-ии о компании во внешнюю среду

·  Связь с принятием решений

o  Стратег – проекты развития

o  Пожарный – корректировка действий

o  Распределитель – утверждает крупные планы

o  Переговорщик – принятие решений в процессе переговоров

Руководители

1)  Линейные

2)  Функциональные

Средство установления отношений между уровнями управления – делегирование полномочий и распределение ответственности.

Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение, акт который превращает в руководителя.

Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение.  Ответственность не может быть делегирована, делегированы, могут быть только задачи и решения.

Полномочия – организационное право изыскивать ресурсы организации и направлять решения некоторых её сотрудников на решение поставленной задачи. Если человек переходит с одной должности на другую, то он теряет свои полномочия.

Пределы полномочий определяются правилами и должностными инструкциями, и лица выходящие за пределы полномочий превышают свои полномочия, даже если это необходимо. Полномочия расширяются по направлению более высоких уровней управления.

Существует два вида полномочий:

·  линейные

·  штабные (аппаратные)

Линейные полномочия

Линейные полномочия – полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. В результате возникает цепь команд, направленная от верхних уровней к нижним, которая порождает цепь вопросов, которые направляются снизу вверх.

Единоначалие (подчиненный будет получать команды только от одного начальника и отвечает за выполнение задачи только перед ним) и ограничение норм управляемости – принципы линейного типа полномочий. Недостаток данного типа полномочий – в результате в организации возникает длинная цепь задач.

Норма управляемости (диапазоны контроля) определяется как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.

Средняя величина диапазона контроля составляет 7-10 человек. На более высоких уровнях – 4-5 человек, на более низких – около 20-30 человек.

При неизменной численности работников диапазон контроля определяется, как количество уровней управления по мере роста структура преобразуется из плоской в высокую ~ 13-15 уровней управления (на Западе).

Придание большей свободы различным элементам может решить проблему сложности взаимоотношений.

Централизованное предприятие – предприятие, в котором руководство оставляет за собой большую часть полномочий.

Децентрализованное предприятие – предприятие, в котором полномочия распределяются по нижестоящим уровням управления.

Рассмотрев следующие характеристики можно понять, является ли предприятие централизованным или децентрализованным:

1.  Количество решений, которые передаются низшим уровням управления.

2.  Важность данных решений

3.  Последствия данных решений

4.  Уровень контроля

Аппаратные (штабные) полномочия

Апаратные (штабные) полномочия состоят в том, что линейный руководитель приглашает специалистов со стороны для решения какой то проблемы (консультации, подготовка управленческих решений и пр.)

Аппаратные Полномочия:

o  Рекомендательные

o  Обязательное согласование

o  Параллельные (может получить право отклонять решения)

o  Функциональные (как разрешать так и запрещать)

Мотивация – процесс воздействия на поведение человека с целью направить его в нужную для организации сторону и повлиять на принцип и интенсивность его деятельности.

Существует два основных типа мотиваций:

1.  Теория содержания мотивации фокусирует внимание на наличие тех факторов, которые лежат в основе потребности.

2.  Процессные теории мотивации фокусирует внимание на проблеме построения процесса мотивации.

Контроль – функция управления по обеспечению выполнения планов, заданий  и управленческих решений.   Необходим для обнаружения проблем раньше, чем они примут угрожающий характер. В менеджменте контроль рассматривается как 5 последовательных этапов:

1.  Определение параметров, содержание контроля

2.  Определение стандартов (критериев), установление допустимых отклонений от стандартов

3.  Оценка результатов функционирования

4.  Сопоставление результатов функционирования с установленными стандартами, проверка допустимости отклонений (малое отклонение – детализируют воздействие, большие отклонения – другая крайность).

5.  Принятие решений по результатам контроля, которые могут быть 3-х типов:

·  Ничего не предпринимать

·  Выработка корректирующих воздействий (здесь возникает обратная связь)

·  Пересмотр стандартов

Поведение, ориентированное на контроль, то есть работники более качественно выполняют работу там, где есть контроль.

Всем функциям управления характерны:

1.  Принятие решений – очень важный процесс – суть управленческого труда.

2.  Коммуникация

Стандарт – точная фиксация целей, которые должны быть достигнуты в

Необходимость принятия решений связано с существованием проблем.