3. институциональный уровень – управление низшего звена
В подчинении управленцев нижнего звена находятся неуправленцы.
Управляющие среднего звена руководят управленцами нижнего звена, специфика деятельности во многом определяется подразделением, где они работают.
Топ-менеджемент – президент, вице президент… Отвечают за деятельность орг-ии в целом.
Роли высшего руководства:
· Медличностные
o Глава – церемониал, мероприятия
o Лидер – мотивация подчиненных, кманда
o Связующее звено – работа с внешними организациями
· Информационные
o Применение инф-ии – получение информации через СМИ
o Распространитель инф-ии – передача инф-ии членам орг-ии
o Оратор – перадача инф-ии о компании во внешнюю среду
· Связь с принятием решений
o Стратег – проекты развития
o Пожарный – корректировка действий
o Распределитель – утверждает крупные планы
o Переговорщик – принятие решений в процессе переговоров
Руководители
1) Линейные
2) Функциональные
Средство установления отношений между уровнями управления – делегирование полномочий и распределение ответственности.
Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение, акт который превращает в руководителя.
Ответственность – обязательство выполнять имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Ответственность не может быть делегирована, делегированы, могут быть только задачи и решения.
Полномочия – организационное право изыскивать ресурсы организации и направлять решения некоторых её сотрудников на решение поставленной задачи. Если человек переходит с одной должности на другую, то он теряет свои полномочия.
Пределы полномочий определяются правилами и должностными инструкциями, и лица выходящие за пределы полномочий превышают свои полномочия, даже если это необходимо. Полномочия расширяются по направлению более высоких уровней управления.
Существует два вида полномочий:
· линейные
· штабные (аппаратные)
Линейные полномочия
Линейные полномочия – полномочия, которые передаются непосредственно от начальника к подчиненному. В результате возникает цепь команд, направленная от верхних уровней к нижним, которая порождает цепь вопросов, которые направляются снизу вверх.
Единоначалие (подчиненный будет получать команды только от одного начальника и отвечает за выполнение задачи только перед ним) и ограничение норм управляемости – принципы линейного типа полномочий. Недостаток данного типа полномочий – в результате в организации возникает длинная цепь задач.
Норма управляемости (диапазоны контроля) определяется как количество работников, которые непосредственно подчиняются данному руководителю.
Средняя величина диапазона контроля составляет 7-10 человек. На более высоких уровнях – 4-5 человек, на более низких – около 20-30 человек.
При неизменной численности работников диапазон контроля определяется, как количество уровней управления по мере роста структура преобразуется из плоской в высокую ~ 13-15 уровней управления (на Западе).
Придание большей свободы различным элементам может решить проблему сложности взаимоотношений.
Централизованное предприятие – предприятие, в котором руководство оставляет за собой большую часть полномочий.
Децентрализованное предприятие – предприятие, в котором полномочия распределяются по нижестоящим уровням управления.
Рассмотрев следующие характеристики можно понять, является ли предприятие централизованным или децентрализованным:
1. Количество решений, которые передаются низшим уровням управления.
2. Важность данных решений
3. Последствия данных решений
4. Уровень контроля
Аппаратные (штабные) полномочия
Апаратные (штабные) полномочия состоят в том, что линейный руководитель приглашает специалистов со стороны для решения какой то проблемы (консультации, подготовка управленческих решений и пр.)
Аппаратные Полномочия:
o Рекомендательные
o Обязательное согласование
o Параллельные (может получить право отклонять решения)
o Функциональные (как разрешать так и запрещать)
Мотивация – процесс воздействия на поведение человека с целью направить его в нужную для организации сторону и повлиять на принцип и интенсивность его деятельности.
Существует два основных типа мотиваций:
1. Теория содержания мотивации фокусирует внимание на наличие тех факторов, которые лежат в основе потребности.
2. Процессные теории мотивации фокусирует внимание на проблеме построения процесса мотивации.
Контроль – функция управления по обеспечению выполнения планов, заданий и управленческих решений. Необходим для обнаружения проблем раньше, чем они примут угрожающий характер. В менеджменте контроль рассматривается как 5 последовательных этапов:
1. Определение параметров, содержание контроля
2. Определение стандартов (критериев), установление допустимых отклонений от стандартов
3. Оценка результатов функционирования
4. Сопоставление результатов функционирования с установленными стандартами, проверка допустимости отклонений (малое отклонение – детализируют воздействие, большие отклонения – другая крайность).
5. Принятие решений по результатам контроля, которые могут быть 3-х типов:
· Ничего не предпринимать
· Выработка корректирующих воздействий (здесь возникает обратная связь)
· Пересмотр стандартов
Поведение, ориентированное на контроль, то есть работники более качественно выполняют работу там, где есть контроль.
Всем функциям управления характерны:
1. Принятие решений – очень важный процесс – суть управленческого труда.
2. Коммуникация
Стандарт – точная фиксация целей, которые должны быть достигнуты в
Необходимость принятия решений связано с существованием проблем.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.