Основы экономики предприятия: Сборник практических ситуаций по эффективности конструирования и технологических процессов, страница 15

Как видно из данных табл. 15, различия в себестоимости машино-часа сравниваемых станков объясняются главным образом разницей в величине расходов на ремонт.Амортизационных отчислений (69,4% общей суммы затрат у станка 6Р13 и 71,5% у станка 6Р13ФЗ).

Таблица 20

Себестоимость машино-часа, коп.

Статья расходов

Базисный вариант

Проектный

вариант

Амортизация А

Ремонт Р

Энергия Э

Вспомогательные материалы Мв

Использование площади Рпл

1,52

114,9

3,21

37,57

8,36

10,61

205,0

6,42

55,2

9,56

Себестоимость машино-часа См-ч

165,56

286,79

Коэффициент пересчета себестоимости машино-часа станка на его фактическую загрузку, как известно, определяется по формуле

Киз =

1

Куп + (1 + Куп),

Кз

где: Кз— коэффициент загрузки станка по времени; Куп— доля условно-переменной части (А + Рпл) в нормативной себестоимости машино-часа.

При Кз = 0,8 и Кбуп = (1,52 + 8,36) : 156,56 = 0,059

Кизб =

1

0,059 + (1 – 0,059) = 1,015

0,8

при Кбуп  = (10,61 + 9,56) : 142,1 = 0,14

Киз =

1

0,14 + (1 – 0,14) = 1,035

0,8

при этих значениях Kизи Кз = 0,8

См-чб= 165?56 * 1,015 = 168,04 р;    См-чп = 286,79 · 1,035 =296,82 р.

Таким образом, если при К3 = 1 соотношение См-чп : См-чб = 286,79 : 165,56 =1,73, то при К3=0,8 оно стало См-чп : См-чб  = 296,82 : 168,04 = 1,77.

Эта тенденция по мере снижения загрузки станков будет проявляться все в большей степени и существенно влиять на себестоимость машино-часа. Это обязывает, определяя См.ч для станков с числовым программным управлением, тщательно устанавливать величину их возможной загрузки.

2.2. Машино-коэффициенты и себестоимость машино-часа машины

Методические указания

Расходы со содержанию и эксплуатации оборудования включают: амортизацию А, расходы на текущий ремонт и техническое обслуживания Р, оплату расходуемой электроэнергии Э, расходы на вспомогательные (смазочные, обтирочные и др.) материалы Мви амортизацию площади здания, занимаемой машиной или станком, с учетом затрат на ее содержание, отопление, освещение и пр. [Aa (1 + Kc)]; последние принимаются в расчет лишь в тех случаях, когда они различаются у сопоставляемых вариантов и когда сэкономленная площадь может быть полезно использована для расширения производства или иных целей.

Все эти расходы, будучи отнесены к одному часу работы оборудования, образуют себестоимость его машино-часа

Cм-ч = А + Р + Э + Мв + Аз (1 + Кс)

Поэлементный расчет этой величины довольно трудоемок и может вестись только на основе общепринятых нормативов. Полученная таким путем нормативная себестоимость машино-часа не отражает, конечно, действительных издержек конкретного производства, связанных с эксплуатацией оборудования, и нуждается в ряде коррективов.

Фактическая себестоимость 1 часа работы машины или станка одной и той же модели и типоразмера колеблется в широких пределах в зависимости от условий эксплуатации и, как правило, для разных заводов и даже для разных цехов одного и того же завода различна.

Значительно упрощает расчеты себестоимости машино-часа метод машино-коэффициентов. Его сущность сводится к определению отношений себестоимости машино-часа любого станка или машины См-чх к себестоимости машино-часа станка (машины), условно принимаемого за базу    (См-чбаз), т. е.

Кмх = См-чх : См-чбаз

Машино-коэффициенты большого числа литейного, кузнечно-прессового оборудования, а также металлорежущих станков всех распространенных моделей отечественного производства и многих зарубежных фирм были определены в Одесском отделении Института экономики АН УССР и в Ташкентском филиале Государственного проектного конструкторско-технологического бюро машиностроения; они опубликованы и в ряде книг.

Себестоимость базового станка (машины) должна определяться по фактическим (отчетным) данным каждого завода или цеха. Таким образом, вместо дифференцированного расчета себестоимости машино-часа того или иного станка (машины) ее определение сводится к перемножению двух величин:

См-чх = Кмх См-чбаз

Метод машино-коэффициентов значительно упрощает, как было сказано, и ускоряет расчет, открывая при этом широкие возможности перехода от нормативной к фактической себестоимости машино-часа любой единицы оборудования индивидуально, средневзвешенной в технологически однородной группе машин в любом цехе, на любом заводе.

Себестоимость машино-часа базового станка или машины См-чбаз, поскольку она определяется (обычно один раз в год) на основе заводских отчетных данных, является достаточно стабильной величиной, и ее расчет не вызывает затруднений. Расчетная формула такова:

   г

См-чбаз = å Рог : Фдåо Кму-в Кз

1

где å Рог — годовые расходы на содержание и эксплуатацию оборудования завода (или цеха), по данным годового отчета, коп.; Фд — действительный годовой фонд времени работы станка или машины при установленном режиме сменности, ч; г — число технологически однородных групп оборудования в заводском или цеховом парке; о - число единиц оборудования в группе, шт.; Кму-вудельновзвешенный для каждой группы оборудования машино-коэффициент; Кз — коэффициент средней экстенсивной загрузки оборудования в группе.

Практическая ситуация 14

Определение себестоимости машино-часа технологически однородных групп станков

В одном из механических цехов завода станочный парк состоит из 106 станков. Их распределение по технологически однородным группам с указанием удельновзвешенных значений машино-коэффициентов и среднегрупповых коэффициентов экстенсивной загрузки   даны в табл. 21.

Таблица 21

Цеховой станочный парк

Группа станков

Число станков

Кму-в

Кз

Токарные  

Револьверные

Фрезерные

Продольно-строгальные

Поперечно-строгальные

Долбежные

Сверлильные

Расточные

Шлифовальные

30

12

20

4

6

4

16

6

8

1,5

1,1

0,9

5,5

0,7

1,3

0,4

0,8

1,5

0,6

0,8

0,8

0,85

0,75

0,75

0,8

0,7

0,65