Техническое содержание электрооборудования пассажирских вагонов: Учебное пособие, страница 16

          Для ремонта обмотки якоря снимают (винтовым съемником) подшипник, потом его внутреннюю крышку и вентилятор, получая доступ к обмотке якоря. Демонтаж обмоток производят специальными приспособлениями или на станке щадящим способом с возможностью восстановления и повторного использования проводов. Но поврежденные обмотки могут удаляться путем беспламенного выжигания изоляции при температуре от 350 до 400ºC в специальных печах с последующим разрезанием лобовых частей и извлечением её по частям с противоположной стороны.

          Примечание. Если производят разборку старых или незнакомых конструкций, то записываются данные, которые могут понадобиться при восстановлении машины:

-  число, сечение и марка проводов в пазу;

-  схема соединений;

-  геометрические размеры лобовых частей обмоток;

-  зазоры между вращающимися частями и статором (якорем и полюсами) машины;

-  могут сниматься и эскизы отдельных элементов и узлов.

          Для замены помехоподавляющих конденсаторов снимают доску с выводами из коробки, на обратной стороне которой закреплены заменяемые конденсаторы.

          Сборка электрических машин производится после проверки, что все её части очищены, промыты, отремонтированы, а если необходимо, то и испытаны. Например, проверяют сопротивление изоляции токоведущих частей относительно корпуса и между собой (мегомметром на 1000В), а также качество изоляционных и пропиточных лаковых покрытий (отсутствие наплывов, пузырьков, трещин и задиров). Сборка, как правило, производится в обратной последовательности процесса разборки.

          В процессе сборки обязательно контролируют величины нормируемых зазоров с помощью металлических щупов толщиной от 0,01 до 3мм. У асинхронных двигателей проверяют зазоры в четырех точках каждой стороны между активной сталью ротора и статора (диаметрально противоположные замеры не должны отличаться более чем на 10%). Для машин с подшипниками скольжения измеряют зазор между валом и вкладышем.

          Собранная электрическая машина проверяется на прочность крепления деталей и сборочных единиц, отсутствие перекосов и задевания подвижных частей за неподвижные, а также легкость вращения и возможность перемещения в осевом направлении (от 2,5 до 4мм для машин мощностью от 10 до 40кВт и от 4,5 до 6мм – мощностью от 50 до 100кВт). Подшипники качения устанавливают так, чтобы один из них мог перемещаться в щите от 0,5 до 1,5мм в осевом направлении. Проверяются также расстояния между лобовыми частями обмоток и корпусом, которое должно быть не менее 10мм для машин напряжением до 220В и 15мм – до 500В.

          Пробный пуск отремонтированной электрической машины в отделении производится после еще одного осмотра и подтверждения уверенности в ее готовности к пуску и работе, то есть подтверждения, что:

-  в подшипниках есть смазочное масло;

-  положение щеток правильное (для машин постоянного тока);

-  в машине нет посторонних предметов;

-  ротор свободно вращается от руки и вращающиеся части не задевают за неподвижные;

-  подшипниковые щиты прочно закреплены.

Пробный пуск производят без нагрузки (на холостом ходу) в течение 30 минут с реверсом направления вращения. Подшипники при этом должны работать без шума. После отключения машины её тщательно осматривают и ощупывают доступные части для выявления местных нагревов и других неисправностей. Положительные результаты осмотра позволяют передать машину на специализированный стенд для обкатки и окончательных испытаний.

          Обкатка, проверка параметров и испытания отремонтированных электрических машин включают:

      -   измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между   собой

           в практически холодном состоянии;

      -   измерение омического сопротивления обмоток;

      -   проверка номинальных данных (указанных на заводском щитке) в течение 15 минут

           вращения в каждую сторону;

-   испытания повышенной на 20% относительно максимальной частотой вращения в

     течение 2 минут;

-    испытания 50%-ной перегрузкой по току относительно номинального в течение 1

      минуты;

-    испытания электрической прочности изоляции относительно корпуса и между         

     обмотками напряжением 1100В переменного тока частотой 50Гц в течение 1

     минуты;

-   испытания электрической прочности междувитковой изоляции обмоток в режиме

     холостого хода машины повышением на 30% номинального напряжения в течение

     5 минут.

2.3.3  Характерные неисправности электрических машин

          Причинами повреждений электрических машин являются, в основном, плохое обслуживание и нарушение расчетного режима работы при эксплуатации. Повреждения могут носить явно выраженный механический или электрический характер.

К повреждениям механического характера можно отнести:

-  повреждения подшипников;

-  деформация вала ротора;

-  повреждение коллектора;

-  ослабление крепления полюсов или сердечника статора в станине;

-  разрыв или повреждение проволочных бандажей ротора;

-  ослабление прессовки железа сердечника ротора.

К повреждениям электрического характера принято относить:

-  пробой изоляции токоведущих частей на корпус машины;

-  недопустимое снижение электрической прочности изоляции из-за её увлажнения, разрушения или старения;

-  обрыв проводников в обмотках;

-  замыкание между витками;

-  нарушение контактных соединений, выполненных пайкой или сваркой;

Полезно ознакомиться с перечнем наиболее часто встречающихся неисправностей и причин их возникновения (табл.1.15).

Таблица 1.15. Неисправности электрических машин

и возможные причины их возникновения.

 


  Признаки неисправности                                   Возможные причины

 


Машины постоянного тока:

 1. Искрообразование под щетками       1.1. Перекос щеткодержателей. 

1.2. Неполное прилегание щеток к коллектору.